Жизнь как структура. Стоит ли проводить реструктуризацию в компании?

Популярно

Все любят инновации,
пока они не касаются их лично.
Сол Каплан
Как только руководители компаний слышат фразу «реструктуризация», я всегда наблюдаю у них две примерно равные по энергетике и силе эмоции: «горящий» взгляд или плохо скрываемую мину раздражения и пессимизма. У многих это слово вызывает ассоциации с разрушением, сопротивлением, противостоянием, радикальным решением вопроса. Другие слышат: «революция, сокрушительный успех, вовлеченность, улучшение, инновационность и эффективность». Как в той поговорке — стакан либо наполовину пуст, либо наполовину полон.
Почему же возникают такие полярные мнения о, казалось бы, уже давно знакомом понятии, как реструктуризация предприятия?
Начнем с тех, у кого «стакан наполовину пуст». Точнее, с их мотивации. Недоверие. Кому, спросите Вы? Себе любимому. Ну и что, что сотрудники полдня проводят с чашкой кофе и сигаретой в курилке или под окнами офиса? Ну и что, что никак сам не «увольняется» этот Олег из отдела продаж. Ведь заменить-то его пока некому, да и не факт, что найдется лучше. А почему, собственно, найдется? Руководитель ведь знает, что сам все будет делать — и искать, и мозги вправлять новому сотруднику. Но ведь не для этого предприниматель фирму создавал, лелеял, не спал ночами. И чтобы вот так запросто рушить уже такой, казалось бы, стабильный уклад? И причин тут искать особо не нужно. Нужно помнить, что любая компания — это люди. С их ментальными картами, мечтами и тайными желаниями. С их характерными проявлениями и ценностями. И если я смог довести до такого состояния компанию, что мне страшно произносить слово «реструктуризация», то нет никакой гарантии, что я и в новых условиях не доведу компанию до «правильного» состояния в ближайшее время. А что, люди разве меняются?
А что же с теми, кто всегда говорит правильные слова о переменах и у кого глаза горят желанием менять, улучшать, исправлять? В одном проекте, после того как заказчик согласовал с нами свои ожидаемые результаты, мы пошли знакомиться с его ответственными сотрудниками. После восторженных слов о грядущем чуде и благодати в конце проекта я увидел в глазах измученного и настороженного менеджера проекта одну фразу: «Ты у меня как Боинг-747». Ответом на мой вопрос было: «Да, да, именно как Боинг, 747 проектов за полгода. И так каждые два-три дня. Не успеваем получить вводную в новый проект, как приходят новые глобальные задачи по поиску «такого же, только с перламутровыми пуговицами». И какое же количество проектов внедрилось в этой компании с таким подходом? Посчитайте сами. Ну были, есть и будут такие вот энергичные руководители, которые всегда полны идей и замыслов и которые сами не особо-то планируют что-то менять в отношении своих сотрудников. Зато сотрудники всегда что-то меняют. Таким образом, процесс реструктуризации в компании поставлен на поток. Постоянная реструктуризация. Всего и всех. И, к счастью, в той компании не было другого выхода — слишком бурным был рост рынка, и нужно было постоянно быть начеку, иначе упустишь возможности.
Давайте определимся с теми, у кого компания доходит до «горячей точки». Тут как у доктора. Резать, так резать. И сразу вспоминать, что боль — сторожевой пес здоровья!
Посмотрите на свою личную жизнь. На то, как Вы строите отношения в своей семье, со своими детьми. Какие у Вас отношения с друзьями, бывшими и настоящими? Есть ли структура в этих отношениях? Кто является стержнем, а кто клеем, кто-то образует эмоции, кто-то формирует действия, кто-то отвечает за взаимосвязи всех между собой. Посмотрите внимательно на эту картинку свысока. Какова Ваша роль в этой структуре? И каковы результаты выбора Вами такой позиции? Вы получаете удовольствие от окружающего Вас мира и людей или там тоже нужна реструктуризация отношений? И вполне логично, что Вы несете в свои трудовые коллективы свои роли. Вы тоже занимаете свои позиции. Вы со своим образом мыслей и своей ментальной картой строите такие же отношения. Только здесь цена разорванных или несостоявшихся отношений чуть другая.
Что же делать тем, у кого нет причин вызывать «хирурга» и «неотложку» в одном лице, у кого есть внутреннее ощущение важности перемен и вполне нормальная боязнь с ними «перегнуть палку»?
Так что же делать, чтобы соблюсти баланс и, во-первых, успеть вовремя заметить некую «болотистость» положения в компании, и, во-вторых, не подчинить весь бизнес процессу перемен ради процесса?
Задайте себе три вопроса, чтобы проверить свой баланс «структурированности».
Как много я привлек в свою личную жизнь новых людей за последний полгода (знакомые, друзья, друзья друзей, друзья жены (мужа), брата, партнера, подружился с коллегой, конкурентом)? И если количество будет больше нуля, задайте себе следующий вопрос: какого качества отношения с этими новыми людьми? Хотел бы я что-то добавить в них или все отлично, я отдаю энергию и получаю ее обратно сполна?
Если и здесь Вы получите положительный ответ, ответьте на третий вопрос: как часто я ощущаю какие-то результаты от такого количества отношений с новыми людьми? Мы ездим на рыбалку или путешествуем вместе? Мы обмениваемся музыкой или делимся достижениями? Есть ли факторы, которые приумножают что-то в моей жизни и жизни моих друзей в результате нашего общения, или порой я чувствую усталость и пустоту от такого количества общения? Если и на этот вопрос Вы точно сможете ответить себе фактами, подтверждающими то, что такие новые отношения привносят новые ценности в Вашу жизнь, то самое время посмотреть на то, как Вы относитесь к структуре своего бизнеса.
Ведь если у Вас появляются новые клиенты, партнеры и сотрудники, то они, как и новые знакомые и друзья, пришли в Вашу жизнь, чтобы привносить ценность. И если Вы периодически вводите новые правила, регламенты и стандарты работы, призванные изменить привычный порядок вещей (новых знакомых и друзей), то дух «правильных» перемен в Вас всегда был, он встроен в Ваш повседневный процесс управления. А если Вы тотчас же получаете от каждого действия вполне измеримый результат (путешествие, рыбалка, новый интересный человек, новый уровень дружеских отношений, новое совместное хобби), то Ваши поступки не несут в себе действие ради действия, а наполнены результатами.
Если же, ответив на три вопроса, у Вас остались сомнения в «живучести» структуры Вашего бизнеса, пересмотрите внимательно Ваши отношения, которые Вы рассматривали в этой импровизированной анкете. Найдите в них такие моменты, которые съедают Ваши энергию, время и эмоции. Поймите, какие роли Вы играете в этот момент, какую позицию в отношениях выбираете. И тут же спроецируйте ситуацию на Ваш бизнес: видите похожие проявления? Если да, срочно находите специалиста по реструктуризации (им можете быть и Вы, и Ваши сотрудники, и Ваши партнеры) и определите «болотистые» участки Ваших бизнес-структур.

01.12.2014
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА