HR-поиск и управление компаниями в Украине

Сотрудника должно «плющить» и «колбасить» от того, что он делает.
Игорь Гуменный
Популярно

Универсальных рецептов для поиска персонала нет. Но Tetra Pak, в свое время, дал нам хорошую подсказку по HR. Нужно воспитывать персонал «с младых ногтей».

В каждом крупном городе Украины есть политехнический институт. Мы ищем в них студентов, которые прошли курс сопромата, и даем им работу. Наличие диплома для нас не так уж важно, всему научим: потратимся, дадим навыки, компетенции. Главный критерий для нас в отборе – желание. Ведь с ним любой студент за три года может стать хорошим инженером.

Сотрудника должно «плющить» и «колбасить» от того, что он делает.

Нам нужны люди, которые любят свое дело и воспринимают работу как игру. Ведь в детстве мы, увлеченные чем-то, часто забывали даже пообедать. Найти таких сотрудников – настоящий подарок. Мы практически не нанимаем готовых специалистов с рынка, предпочитая им студентов. Сами их растим, воспитываем и продвигаем по карьерной лестнице в компании.

Благодаря этому сейчас всеми нашими бизнес-направлениями руководят специалисты, которые выросли в нашей компании. Но мы по-прежнему очень много вкладываем в обучение, всевозможные тренинги. Конечно, было бы утопией, удовлетворить все наши потребности за счет внутренних ресурсов. Когда нам нужна какая-то компетенция, скажем, технолога, приглашаем и со стороны. Еще мы изначально привлекаем западных экспертов, инженеров, технологов, которые нам «ставят» всю работу, обучают наших людей.

Как организована наша система внутреннего образования? В компании существует четыре уровня обучения: вводный курс, простое обучение, первая лига нашего университета и высшая лига, где обучаются только топ-сотрудники со всего мира. Первая лига представляет собой обучение для высшего менеджмента по месту работы. Высшей лигой мы собираемся три раза в год на неделю, обучение проходит с 7 утра до 10 вечера. Это сплошные тренинги и активности. Попасть сюда могут только самые рейтинговые специалисты компании. Например, 20 лучших продажников, по 10-15 лучших специалистов с каждого производства, ведущие сотрудники из разных служб.

Мы все время оцениваем и рейтингуем наших людей по всевозможным параметрам: есть рейтинг продавцов, производственников, целых офисов. Так мы стимулируем постоянное движение и развитие.

Как сделать успешный бизнес

Я не топ-менеджер, а предприниматель. Поэтому я не занимаюсь операционным управлением. В структуре компании я – президент, а высший орган – это президентский совет. Он состоит из трех человек: кроме меня, туда входит мой брат (отвечает за продажи) и Игорь Бурдыленко (отвечает за производство и логистику). Я занимаюсь инновационным отделом и их бюджетами, коммуникацией с вице-президентами по финансам, персоналу, ІТ и безопасности. Ко всему остальному я подключаюсь раз в год, в бюджетном процессе.

Есть другие модели. Например, внешний совет директоров. Но внешний борд не должен становиться самоцелью. Ведь у операционно эффективного бизнеса нет необходимости во внешних «довесках». Десятки моих знакомых топ-менеджеров хотят завершить карьеру и заседать в трех-четырех бордах, получая $300 000 в год. Но наличие внешнего управления вовсе не свидетельствует об операционной успешности компании. Хороший пример – семейная компания Schaefer. Это наш партнер в Германии, они занимаются обработкой металлов и мусорными контейнерами по всей Европе. Имея оборот 3 млрд евро, никакого совета директоров у них нет, они даже банковских кредитов никогда не брали.   

Семейный бизнес – это тоже схема работы. К такой нас можно причислить только благодаря одному моему брату в компании. У нас более 4 000 человек, и члены семьи не обладают никакими привилегиями. Значение имеет не владение, а эффективность бизнеса. Если он эффективен – имеет право на жизнь. Чтобы достичь нужного уровня, надо выходить на внешние рынки, конкурировать. Украинский бизнес и общество я всегда сравниваю с рекой: разлив весной, потом она входит в берега, а рядом остается озеро, где плавают какие-то рыбы, тритоны, жабы. Они внутри думают, что они большие и что-то из себя представляют. Но река-то рядом. И нам нужно стремиться к реке. Не задумываться об аспектах управления, а понимать, что происходит в той же Америке, где через шесть лет перевозить грузы будут машины без водителей.

Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА