Как привлечь инвестиции в стартап

Не стоит забывать, что клиенты всегда ведут себя нерационально и часто не вписываются в книжные стандарты поведения
Леонид Подобедов
Популярно

В Украине есть только два варианта привлечения средств в проекты: фандрайзинг и продажи. Оба требуют глубокого понимания подводных камней и бизнес-процессов, иначе ваш бизнес не получит денег.

  • Фандрайзинг – это сбор средств, необходимых для реализации проекта или отдельной задачи. Мне кажется, в Украине сегодня получить деньги гораздо проще чем, скажем, в докризисном 2007-м.

Идея хочет денег

Когда появляется идея, вы начинаете искать деньги для ее реализации. Вложить свой капитал – идеальный вариант, но, зачастую, он не реализуется. Нужен инвестор, который поверит в ваш проект и даст на него денег.

Так вышло с проектом SOC Prime. У них были хорошая идея, опыт работы в профильном секьюрити-бизнесе, три основателя и наработки по платформе, без самого продукта. Они искали инвестора и нашли. На первом этапе проект получил от нас и еще одного европейского ангела $75 тыс. На примере их кейса я вывел основные подводные камни, с которыми сталкивается молодой проект.

Проблема №1. Концентрация на локальных рынках

Если вы делаете качественный продукт, не нужно фокусироваться на украинском рынке. Выходите на запад.

Проблема №2. Фичеризм

Молодые проекты часто излишне концентрируются на разработке и добавлении новых «плюшек» в продукт. Вместо этого стоит уделить больше внимания продажам.

Проблема №3. Бутстреппинг

Буквально – затягивание поясов. Заработок первого времени недостаточен. Это не катастрофически плохо, но на динамике развития отражается. Из-за этого приходится реже летать на конференции, общаться с потенциальными партнерами и прочее.

Что делать стартапам

Есть несколько правил, благодаря которым вы сможете избежать значительных финансовых и временных потерь.

Лайфхак №1. Расчет денег с запасом

Привлекайте больше денег для развития проекта. Ваш бизнес-план и продажи почти никогда не совпадут. Ваши финансовые прогнозы должны быть максимально реалистичными. Лучше – пессимистичными. И не стоит забывать, что клиенты всегда ведут себя нерационально и часто не вписываются в книжные стандарты поведения.

Лайфхак № 2. Фандрайзинг и продажи в одном человеке не работают

Многие стартаперы забывают, что фандрайзинг – это full time job. Лучше заранее понимать, что пласт работы человека, который им занимается – просядет. Лучше не давать эту работу ключевым для компании сотрудникам.

Лайфхак № 3. Получение денег – не статичный процесс

    Наличие term sheet (оговоренных с инвестором и даже прописанных сумм) не означает наличие денег на вашем счету.

    Инвесторы могут передумать.

    Парадигма инвестирования может измениться: сегодня инвестируют в эко-стартапы, а завтра в образовательные.

    У всех бывает плохое настроение или могут закончиться деньги.

Лайфхак №4. Хороший юрист – половина успеха

Юрист может помочь проекту своевременным реагированием, быстрым решением задач и улучшением коммуникации. Но с такой же легкостью может затормозить его на неопределенный срок или вовсе потопить. Однажды процесс инкорпорации у нас затянулся почти на год из-за медлительности американского юриста.

 

Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА