Как украинским мегаполисам поумнеть?

У пользовательских приложений и сервисов есть один существенный недостаток. Они помогают жителям городов справляться с трафиком, но не решают его проблему системно.
Юрасов Стас
Популярно

Чтобы в украинских городах сделать транспорт удобным, городским администрациям и коммунальным предприятиям предстоит еще долго и упорно трудиться. Вкладывать сотни миллионов в транспортные развязки, покупать новые автобусы-трамваи, менять дорожное покрытие и так далее.

Но есть вещи, которые начнут разгружать городской трафик гораздо раньше. Они появляются как грибы после дождя вслед за технологическими апгрейдами. Первые плоды, которые принесет внедрение в Украине 3G, — это популяризация и зарождение новых приложений для контроля движения как частного, так и общественного транспорта. Если же скоростной беспроводной интернет возьмут на вооружение не только энтузиасты, но и сами городские администрации, то это повлечет за собой появление сложных интеллектуальных систем. Они станут основой умных городов в Украине. И помогут городским жителям сэкономить много времени, а коммунальным предприятиям и автомобилистам — тысячи гривен на бензин.

Пока светофоры долго думают

Недавно компания «Яндекс Украина» опубликовала результаты исследования автомобильной доступности районов Киева, используя данные сервиса Яндекс.Пробки. Оно помогло выяснить, что в столице существуют ярко выраженные часы пик. В будние утром — с 8:30 до 9:30, вечером — с 18:00 до 19:00. Киевский трафик также сильно привязан к сезонным факторам. Например, летом утренний час пик почти «пропадает». Самым сложным месяцем исследуемого периода был декабрь — главным образом из-за предпраздничной активности на дорогах. А меньше всего пробок наблюдалось в июле и январе, когда многие автомобилисты уезжали из города. Но сильнее всего на трафик влияют снегопады — в эти дни фиксируются самые ужасные пробки.

загруженость дорог киева неделя

Все эти факторы должен учитывать умный город. И сглаживать последствия, сохраняя киевлянам драгоценные минуты и даже часы утреннего и вечернего времени. Здесь, по идее, должны включаться технологии и все «чинить». Забавно, что у «Киевдорсервиса» на самом деле такая идея уже была. В 2013 году его представители объявили, что на деньги Европейского банка реконструкции и развития (20 млн евро), оборудуют светофоры города детекторами движения, увеличат число дорожных камер и смогут определять количество и виды транспорта (грузовой, легковой или общественный). И в зависимости от этих данных автоматическая система сможет подстраивать светофоры каждые 15 минут. Троллейбусы, трамваи и автобусы смогли бы «общаться» со светофорами, при подъезде к ним подавая сигнал, чтобы их быстрее пропускали.

Карта транспортной доступности районов Киева

Такое нововведение позволило бы минимум на 20% увеличить скорость движения в центре, на 10-12% снизить потребление топлива, сократит количество ДТП.

Все это должно было быть отлажено уже к 2015 году. Но, к сожалению, этого так и не произошло.

Как поведал представитель КП «Киевдорсервис» Богдан Аганин, второй транш кредита ЕБРР — 15 млн евро, предназначенный на внедрение адаптивной системы управления светофорами, так и не получен. На эти средства должно было быть подключено 638 светофорных объектов. «Сейчас в городе к общей системе управления светофорами подключены только 120 объектов, но в силу разных причин реально работают около 90», — сетует Аганин.

Такая ситуация очень усложняет работу коммунальщиков. Светофоры до сих пор переключаются по программе с устаревшей статистикой. Сотрудникам КП приходится пересчитывать транспорт на перекрестках, что называется, «вручную».

Иногда помогают сторонние сервисы. «Мы предоставили наши данные по загруженности некоторых перекрестков Киева коллегам из Киевдорсервиса, на базе чего они перенастроили несколько светофоров на проблемных перекрестках. Дальше описанного пилотного проекта дело пока не пошло, но мы продолжаем собирать статистику и готовы поделиться ею с дорожными структурами города по первой же просьбе», — рассказывает аналитик компании «Яндекс.Украина» Денис Ткалич.
Понятно, что так не должно быть в самом крупном городе Украины, где центральные улицы с каждым днем перегружены все больше. Правда, в последнее время пробок стало меньше из-за кризиса и высокий цен на бензин. Но ведь это временное явление. Пауза, которая появилась у горвластей, чтобы разобраться, наконец, с проблемами трафика.

Водителям помогают энтузиасты

Горожане, пока о них не позаботился город, приучились справляться с трафиковыми проблемами самостоятельно, с помощью доступных интернет-сервисов. Например, как рассказал ведущий аналитик проекта videoprobki.ua Владимир Пелин, в Киеве уже установлено на улицах около 250 дорожных камер (а в целом по Украине — около 500). С помощью мобильного приложения для этого сервиса можно отслеживать транспортную ситуацию в городе. Помимо обычного мониторнига проект позволяет при необходимости получить видео с фиксацией ДТП. Но это уже платный сервис. По словам Пелина, в ближайшее время сервис существенно увеличит свою инфраструктуру — до 2-3 тыс. камер. По-видимому, пользование им также возрастет, поскольку все три крупнейших мобильных оператора получили 3G-лицензии и готовятся начать предоставление услуг уже этой осенью. Это позволит водителям больше пользоваться мобильными приложениями для контроля пробок по ходу движения.

видеопробки

Еще один популярный сервис дорожного контроля — Яндекс.Пробки. По словам Дениса Ткалича, каждый день им через веб и в мобильные приложения пользуются более ста тысяч украинцев. «В плохую погоду, когда на улицах серьезные пробки — например, во время сильного снегопада, число пользователей может увеличиваться в 2-3 раза», — подчеркивает аналитик. Он говорит, что когда одновременно много пользователей получают через приложения предупреждение о заторах, то целом транспортная нагрузка на «больное место» снижается.

Горожане освоили GPS и мобильные карты

Горожане, предпочитающие пользоваться общественным транспортом, а таких немало, тоже нашли мобильные сервисы, которые помогают им добраться до работы в центре или вернуться домой.

Популярным для многих городов Украины стал такой сервис, как Easyway, который хорошо зарекомендовал себя во время Евро-2012. Он позволяет отслеживать движение коммунального транспорта через интернет или мобильные приложения на картах Google Maps с помощью GPS. «Система работает в 55 городах Украины, GPS-данные показываем в Киеве, Львове, Тернополе, Кировограде, Днепродзержинске и Днепропетровске. Технически мы готовы любой город запустить за два дня, предоставив жителям доступ к положению транспорта в реальном времени», — рассказывает куратор проекта Иван Шерстюк.

У сервиса уже насчитывается около 0,5 млн посетителей в месяц. Скачано порядка 200 тыс. мобильных приложений, и их количество растет. По словам Шерстюка, появление полномасштабного 3G также должно заметно добавить им пользователей. Тем более что GPS-мониторинг проект хочет запустить в ближайшее время в Одессе и Харькове. Шерстюк собирается также «оцифровать» метро, добавив возможность просмотра месторасположения поездов.

Но проблема в том, что практически каждый из городов чинит любые возможные препятствия, чтобы этого не произошло. «Ситуация в каждом городе своя, но в целом результат один — сопротивление», — сетует он.
Киев, кстати, стоит особняком. «С нынешним руководством «Киевпастранса» полное взаимопонимание и поддержка. В сентябре 2014 года я пришел на встречу к Сергею Петровичу (Майзель, директор КПТ) с предложением из 10 пунктов. На следующий же день меня назначили внештатным советником. На сегодня восемь из 10 пунктов выполнены, результаты в можете видеть сами», — обнадеживает Иван Шерстюк.

В Киеве запущены GPS-данные по всему коммунальному транспорту «Киевпастранса» — всем троллейбусам, трамваям, автобусам и уже даже маршруткам. Весь коммунальный транспорт «уходит» на Google Maps, время прибытия в режиме реального времени можно отслеживать и там.

easyway

Что принесет будущее?

У всех приведенных в пример пользовательских приложений и сервисов есть один существенный недостаток. Да, они помогают жителям городов справляться с трафиком. Но, к сожалению, не решают его проблему системно и в целом. Поэтому в будущем городским администрациям так или иначе следует применять к решению этой проблемы более современный подход. И заключается он во внедрении общей системы контроля умного города на базе беспроводных решений.

«С широким распространением связи и появлением доступных устройств появляется и возможность установить сенсоры, которые определяют, к примеру, свободные места на парковке для автомобилиста и выводят всю необходимую мотоциклисту информацию прямо на приборную панель», — рассказывает вице-президент по работе с клиентами в Украине и странах Евразии, генеральный директор Ericsson в Украине Войцех Байда.

Мобильные датчики будут быстро наступать. Ведь количество подключенных к сети по мобильному интернету автомобилей будет стремительно расти. Международный транспортный форум OECD прогнозирует, что количество автомобилей по всему миру к 2050 году может достичь 2,5 млрд. А согласно исследованиям ABI Research, количество мобильных M2M (machine-to-machine)-подключений достигнет 450 миллионов уже к 2018 году. Это дает новые возможности для контроля движения общественного транспорта. Все данные датчиков можно будет заливать в сложные городские аналитические системы. «Городские власти могут использовать мобильные данные для того, чтобы получить более детальное представление о поведении водителей на дорогах, понять, какие районы города нуждаются в лучшем планировании с целью сокращения «мертвых зон» — рассказывает Байда.

Кстати, транспортные коммунальные компании уже сейчас могут использовать данные мобильных операторов с выгодой для себя, не обязательно подключив к сети транспортное средство. К примеру, сопоставив количество абонентов мобильной связи, которые находятся автобусе в определенное время суток, можно корректировать расписание местных автобусных маршрутов.

ГРАФИК M-to-M

Есть удачные примеры

Со временем в наиболее развитых городах появятся интеллектуальные системы управления транспортом, которые позволят решать огромное количество задач. У Ericsson уже есть одиночные успешные примеры их применения. Например, в городе Куритиба в Бразилии. В 1974 году Куритиба столкнулась с ростом трафика на дорогах, низким качеством воздуха и ограниченной городской инфраструктурой. Строительство метро было для города слишком дорогим удовольствием, а автобусная система была сложной (большое количество остановок и длинные переезды).

В итоге Куритиба стал первым городом в мире, внедрившим интеллектуальную систему управления общественным транспортом на базе мобильного широкополосного доступа, которая предоставляет массу полезных данных: информацию о движении автобусов, остановках, маршруте, скорости, времени в пути, моменте отправления и прибытия на конечный пункт, а также всю информацию об оплате проезда. Являясь одной из самых загруженных в Бразилии, сегодня автобусная сеть в городе без проблем перевозит более 1,9 млн человек ежедневно. Опрос показал, что 89% пассажиров довольны транспортным сервисом.

С чего начать?

Начать построение интеллектуальной транспортной системы, например, Киева можно с создания его транспортной модели. Эта некая математическая сущность, которая объединяет данные обо всех передвижениях в городе. Куда ездят его жители? Как часто? В какое время? На все эти вопросы есть ответы в транспортной модели. Такие данные собираются, в том числе, с помощью соцопросов. Впоследствии мобильные датчики, которых с каждым годом будет становиться все больше, будут только добавлять и обновлять информацию о транспорте.

Cпециалист по транспортному планированию и моделированию Дмитрий Беспалов считает, что на создание базовой модели города Киева может понадобиться от трех месяцев в зависимости от оперативности и точности предоставляемых данных. Стоимость разработки готового решения обойдется примерно от 1 млн. до 10 млн. грн. «Дорого? Вовсе нет! Одна развязка на Московской площади в Киеве стоила более 600 млн. грн», — рассуждает эксперт.

Как только у Киева появится транспортная модель, можно будет приступать к планированию новой транспортной сети на основе ее данных. Кроме того, наличие такой модели позволит избегать ошибок при выборе места для строительства крупных городских объектов. Например, ТРЦ. Чтобы было меньше ситуаций, когда торговый центр есть, но посетителей в нем нет, так как добраться сложно.

28.04.2015
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА