Креативная экономика: живая культура

Ніхто не дасть вам навіть хвилини, якщо в перші секунди ви не надихнули. А надихнути можна, тільки якщо ви самі горите проектом, тільки якщо у вас є passion.
Рагнар Сиил
Популярно

Работая в Министерстве культуры Эстонии заместителем министра по вопросам креативной экономики, я столкнулся с множеством проблем в этой отрасли. Урезанные бюджеты и отсутствие понимания со стороны правительства ограничивали потенциал и возможности для развития. Но со временем мы доказали, что креатив тоже может приносить доход, и изменили отношение к культуре.

Я разделяю искусство на живое и мертвое. Живое – это концерты, выставки, фестивали, театры. Мертвое – музеи, библиотеки и прочее. Я работал с живым искусством, ведь именно в нем скрыт главный потенциал.

From culture 1.0 to culture 3.0

Профессор Пьер Луиджи Сакко вывел интересную теорию: From culture 1.0 to culture 3.0. Это модель трансформации этапов культуры. Важно, что у этапов нет четких границ, это миксовые переходы, с постепенным превалированием одного из них.

1.0: patronage model – это время церкви, искусство и культуру искали именно там.

2.0: culture mass – это следствие технического прогресса, не времена Гуттенберга, конечно, а появление ТВ, радио, кино и фотографии. В этот период способов для творческого выражения стало больше, и скрытый потенциал креатива постепенно начал раскрываться.

3.0: technological innovation – это появление интернета, социальных сетей, Youtube, время, когда каждый стал креативщиком.

Быть креативным стало проще. Если ты музыкант и хочешь признания, тебе больше не нужно месяцами копить на запись в студии, ходить с дисками к продюсерам.

Все, что тебе нужно, – лэптоп, смартфон и Youtube.

При этом мир креатива похож на бутылку. Сверху – огромный пласт креативщиков, нуждающихся в том, чтобы себя реализовать, внутри – потребность в них. Между ними – узкое горлышко, через которое проходят не все. Это не плохо, не хорошо, просто естественный отбор. Но в экономически сложные времена возможностей «попасть в бутылку» становится меньше.

Живая культура в кризис

В мире креатив сейчас стремительно развивается. Но это развитие не постоянно. В кризисные времена люди ограничивают себя в продуктах культуры: кино, выставки, концерты. Ограничивает культуру и правительство.

На совещаниях касательно распределения и урезания бюджетов в кризисные времена задавался вопрос: что будет с вашим министерством, если мы заберем, к примеру, 5% бюджета (представим, что это 5 млн евро). У представителей министерств ЧС и здравоохранения были четкие подсчеты: если вы заберете 5%, мы будем вынуждены закрыть столько-то станций скорой помощи, время на оказания помощи увеличится на 2 минуты, что за год может привести к потере 40 жизней. Что я мог сказать после этого? Что культура – это память, национальное развитие, что это просто важно?

Правительству сложно объяснить, почему культура и креатив настолько значимы. Причина – сложно калькулировать ущерб от сокращения бюджета на них.

Тяжело не только Минкульту, но и создателям, креативщикам. Когда ты приходишь в банк, ты не можешь оценить свою идею в валюте, ведь культура не калькулируется, помните? И тут важно уметь продавать! С первых секунд вы должны уметь продать свою идею, свою компанию, себя. Никто не даст вам и минуты, если в первые секунды вы не вдохновили. А вдохновить можно, только если вы сами горите проектом, только если у вас есть passion.

 

Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА