Неспортивная нация

Популярно

В Украине всего 10% жителей пользуются фитнес-услугами, в то время как в странах Европы количество достигает 25%, а в США – 40%.

Сегодня в Украине функционирует более 500 фитнес-клубов, 70% из них принадлежат сетевым операторам. Украинская индустрия фитнеса переживает период укрупнения бизнеса. Однако менее 30% несетевых спортивных залов можно назвать полноценными фитнес-клубами со всеми необходимыми вспомогательными помещениями и услугами, большинство – это небольшие тренажерные залы, которые, как правило, находятся в полуподвальных помещениях жилых домов или при отелях.

Кризис спорта

По данным аналитической компании Pro-Consulting, по состоянию на 2015 год только 9% населения посещали фитнес-клубы и бассейны. Для сравнения: в докризисном 2013 году спортивных украинцев было несколько больше – почти 4,5 млн.Рынок до сих пор не восстановился – в 2016-м посетителей клубов стало 3,8 млн человек. «Пока посещение спортклубов отодвигается на второй план из-за снижения общего благосостояния украинцев», – объясняет Елена Свирида, специалист аналитического департамента Pro-Consulting.

Помимо экономических факторов, свое влияние на падение рынка оказала оккупация Россией Крыма и части Донбасса. До начала военных действий восточные регионы были в числе лидеров по предоставлению фитнес-услуг. «Донецк занимал второе место после Киева по количеству спортклубов», – отмечает собственник спортклуба «Океан» (Черновцы) Геннадий Романенко. Доля Луганской области в общем объеме рынка фитнес-услуг в 2014 году составляла 3,2%, Донецкой области – 10,5%. Потеря Крыма привела к тому, что общий объем рынка сократился еще на 3,9%. По состоянию на конец 2015 года центром фитнес-услуг страны была столица, где сосредоточились 75% клубов.  

фитнес_внутренняя1

Все вышеперечисленное привело к тому, что объем рынка фитнес-услуг в Украине в прошлом году составил всего $156,8 млн, что в 4,3 раза меньше докризисных показателей. Так, объем рынка по состоянию на конец 2012 года оценивался в $675 млн. При этом, по словам экспертов компании Pro-Consulting, его потенциальная емкость остается на уровне $2 млрд. То есть отложенный спрос на услугу по-прежнему огромен.

Резкое сокращение числа клиентов привело к закрытию спортзалов. Помещений, предназначенных для физкультурно-оздоровительных занятий, в 2014 году стало на 15% меньше, количество спортивных залов сократилось на 13,6%, а бассейнов – на 9,8%. В 2015-м количество несетевых спортзалов по всей Украине сократилось на 4%.

Под нож в первую очередь пошли небольшие спортзалы. Они не могут сдержать рост цен на абонементы в первую очередь из-за дорогого импортного оборудования, которое необходимо обновлять и обслуживать. Влияет на удорожание абонемента и рост коммунальных тарифов. «В результате стоимость посещения такого фитнес-клуба становится для потребителя неподъемной, и клиенты уходят, что приводит к закрытию небольших представителей сегмента фитнес-услуг», — говорит Геннадий Романенко.

В то же время, сетевые клубы в 2015-м показали достаточно сильный рост – 30% за год. Крупным сетям спортивных клубов удается выживать только за счет постоянного потока клиентов. «Несмотря на общую тенденцию к сокращению количества фитнес-клубов, в 2015 году некоторые крупные игроки расширили свою сеть», – комментирует Елена Свирида. Так, крупнейший фитнес-оператор SportLife в прошлом году открыл девять спортивных центров, еще 15 находятся на этапе строительства и начнут свою работу в 2016-м. Открывают новые комплексы и FitCurves, в текущем году их клубы должны появиться еще в 4 городах.

Игра в фитнес

Основными игроками на рынке по-прежнему остаются сети фитнес-центров среднего ценового сегмента. Самые многочисленные сети – FitCurves (более 150 залов в 36 городах), SportLife (50 спортклубов по всей Украине), «Малибу» (21 клуб), «АтлетиКо» (20 спортклубов). Есть и сети помельче, от 3 до 8 клубов – «Спортлэнд», MyFit, InterFit, «Планета Фитнес», «Спортклуб Дії», FitnessLife, «Вертикаль», «Доминант». Годовой абонемент на посещение таких клубов обойдется от 1500 (Атлетико) до 8000 грн (Sportlife) в зависимости от класса выбранного зала и его расположения.

Среди компаний, которые работают в премиум-сегменте, самыми известными являются «5 элемент», «Гран-При», Tsarsky, «Аквариум», «Подольский», Sky Fitness и Sportlife Deluxe. Цена годового абонемента в них стартует от 20 тыс. грн.

В 2016 году на рынок фитнес-услуг зашел новый оператор – международная компания GoFit. Это онлайн-платформа, клиенты которой могут приобрести единый абонемент практически во все спортивные клубы страны. Сейчас компания работает только на столичном рынке, в планах выход на Днепропетровск, Одессу, Харьков и Львов. Ежемесячная стоимость услуги – 600 грн. По данным самой компании, уже сейчас они работают с более чем 500 клубов.

Меньше воды

Главной тенденцией 2014-2015 годов стал переход рынка на «сухие» клубы, поскольку открытие центров с бассейном очень дорогое удовольствие для предпринимателей. Это затратный проект, ввиду особенностей строительства, при этом его рентабельность в компании Pro-Consulting оценивают в 25%. Так, строительство спортклуба площадью 3-5 тыс. кв. м с бассейном обойдется в $1-3 млн. В то же время открытие «сухого» фитнес-зала до 300 кв. м потребует $100-300 тыс. инвестиций. «Если речь идет о региональном клубе с простым ремонтом и б/у тренажерами, можно уложиться и в 1 млн грн», – рассказал Геннадий Романенко. Эксперты отмечают, что премиум-сегмент окупается около 5 лет, эконом – около 1,5 лет за счет большей массовости.

фитнес_внутренняя2

Также все большей популярностью пользуются клубы, которые специализируются на определенных услугах, например, на кроссфите, боксе, йоге, групповых тренировках. Как отмечают в спортклубе «Подольский», в 2015 году их посетители в большинстве своем были готовы платить за базовые и функциональные тренировки.

Кризис вносит свои коррективы и в подход к оплате. «Теперь потребители все чаще обращают внимание на возможность помесячной оплаты фитнес-услуг, и многие центры идут навстречу своим клиентам», – рассказывает Елена Свирида. Это в большей степени относится к локальным спортклубам. В свою очередь, крупные сетевые операторы, хоть и оставили годовые абонементы, предлагают всевозможные акции и рассрочку. Например, можно приобрести дневной абонемент от 150 грн в месяц или годовую карту за 11 платежей по 1583 грн в месяц. В среднем, по данным Pro-Consulting, годовой абонемент в фитнес-клуб в 2015 году стоил 4200 грн.

Несмотря на уход части игроков, на рынке все еще актуальна проблема дефицита кадров. Дело в том, что в Украине практически отсутствует профессиональная подготовка фитнес-тренеров, поэтому многим приходится брать на работу самоучек.

Операторы рынка признают, что именно обеспечение качественного тренерского состава будет основным вызовом для них в 2016 году.

Перспективы и планы

«Несмотря на стрессы, пережитые отраслью, рынок продолжает расти», – рассказывает Дмитрий Екимов, основатель группы компаний SportLife. По его словам, за два последних года в Украине количество посетителей залов увеличилось на 0,5-1%.

Интерес клиентов нацелен в первую очередь на недорогие пакеты финес-услуг, которые предоставляют сетевые операторы. Фитнес-клубы лакшери-класса потеряли часть клиентов и вынуждены работать на грани рентабельности. «Сейчас рентабельность «Аквариума» близка к нулевой», – признается владелец клуба Александр Меламуд.

Нынешний рынок вынужден корректировать цены в сторону снижения, дабы сохранить посетителей. Способствуют притоку средств в фитнес-клубы и массовые распродажи абонементов, которые стали популярными у сетевых операторов. Бизнесу придется сократить расходы. К этому операторов вынуждают растущие затраты на управление помещениями и в частности на коммунальные услуги, а также постоянное удорожание импортного оборудования и материалов, спровоцированное резкими курсовыми колебаниями.

Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА