О стратегии банка в кризис

Каждый раз, когда менялся курс, люди, у которых была возможность конвертировать валюту, ее меняли и несли к нам в ячейки. У нас все ячейки проданы, забиты клиентской валютой, но из-за ограничений НБУ клиенты не кладут их на депозит.
Мудрый Владимир
Популярно

Начну с позитивных результатов. Мы являемся лидером по привлечению депозитов за январь-ноябрь 2014-го в гривне. Активно кредитуем как население, так и юридических лиц, и у нас получилось начать успешное сотрудничество со многими партнерами в потребкредитовании — «Эльдорадо», Comfy, MoYo. Мы улучшили показатели эффективности и прибыльности работы сети; растет количество клиентов, в том числе и потому, что у других банков проблемы с ликвидностью. Мы запустили кобрендинговые проекты, которые теперь развиваем. Зарплатные проекты также показали хорошие результаты.

Хотя в целом ситуация не оптимистичная. От нас ушли около 20% бизнеса. У банка большой валютный портфель, и девальвация значительно повлияла на резервы.

В итоге бизнес эффективный и генерирует прибыль каждый день, но при такой тяжелой ситуации и за такой короткий период отработать резервы нереально.

Как увеличить приток депозитов 

Мы более активно позиционировали себя как европейский банк, надежный, без проблем с ликвидностью. И это привлекло из других банков многих состоятельных клиентов. Кроме того, мы начали агрессивную кампанию по сбору небольших депозитов. Раньше у нас были минимальные пороги по депозиту и другие ограничения, из-за которых только представители среднего класса могли принести к нам деньги. Теперь мы эти пороги сняли.

Ну и, наконец, заработало сарафанное радио, когда люди рассказывали друг другу, что банк продолжает выдавать депозиты. Каждый раз, когда менялся курс, люди, у которых была возможность конвертировать валюту, ее меняли и несли к нам в ячейки. У нас все ячейки проданы, забиты клиентской валютой, но из-за ограничений НБУ клиенты не кладут их на депозит.

При этом по гривне с марта месяца всегда был прирост гривневых остатков в целом по банку. Есть прирост, в том числе за счет клиентов из неплатежеспособных банков. 

Как снизить риски

После событий 2014 года политика риск-менеджмента изменилась очень сильно и в нескольких направлениях. Во-первых, операционно: до этого у нас было сопровождение риск-менеджмента из России, а сейчас мы полностью перешли на украинское сопровождение. Также пересмотрели категории клиентов, которым готовы выдавать кредиты, теперь мы меньше учитываем неофициальные доходы. Пересмотрели бюджет расходов наших клиентов исходя из того, что кредит они берут сегодня, а гасить его придется год-полтора, и если сейчас поднимут цены на энергоносители, то с весны, например, у клиента могут появиться незапланированные расходы. Мы также смотрим, в каких сферах экономики вероятны наибольшие сокращения, изучаем позиции, на которых работают люди, так как обычно сокращения начинаются с младших специалистов.

Мы, конечно, поменяли процесс collection. Раньше он был более пассивным, но теперь мы делаем больший акцент на так называемый pre-collection, когда у клиента мы заранее выясняем, сможет ли он в срок погасить кредит, если нет, то когда сможет. Мы заранее напоминаем ему, когда срок погашения кредита и тому подобное.

С теми, кто допускает просрочку, мы работаем иначе. В первую очередь обращаем внимание на причину неуплаты. Например, человек раньше давал уроки английского, которые приносили ему дополнительную тысячу гривен в месяц, а теперь потерял этот заработок и больше не может ежемесячно выплачивать свои 2,5 тыс. грн на погашение кредита. В таком случае мы пробуем найти способ уменьшить сумму платежа для такого клиента (за счет ставки, срока или какого-то льготного периода). Программ много по работе с такими клиентами, и они достаточно популярны.

20.04.2015
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА