От конкуренции к сотрудничеству

Популярно

Украинский бизнес (речь, прежде всего, о малом и среднем) за последние три года получил подряд сразу два удара, связанных с конкуренцией.
Финансовый кризис 2008 года усилил горизонтальную (или отраслевую) конкуренцию, сжав рынки сбыта. И, начиная с 2010 года, усилилась роль государства как регулятора рынка, а через него и крупного капитала. В результате произошло усиление вертикальной конкуренции между малым и средним с одной стороны, и крупным бизнесом с другой. А по-прежнему слабая конкурентная позиция made in Ukraine в мире (и даже в своем регионе — Восточной Европе) создает и третий удар для тех, кто пытается найти свое счастье на чужбине.
В рамках англо-саксонской модели — платформы капитализма «рынок, демократия, нация» — это означает не что иное, как три разных типа конкуренции: конкуренция между компаниями на одном рынке (горизонтальная внутренняя), конкуренция между низами и верхами — или в случае Украины — между мелким, средним и крупным бизнесом (вертикальная) и конкуренциями между странами/нациями (горизонтальная внешняя). И если с рынком у нас ситуация более менее сложилась, то мало кто будет отрицать, что с демократией не все так хорошо. Что это означает на языке бизнеса?
Условия выживания (доступ к ресурсам, поддержка государства и тому подобное) очевидно в пользу «держателей акций власти» — крупного капитала.
О чем это говорит?
Если вы сфокусированы на отраслевой конкуренции — вы боретесь с теми, с кем плывете в одной лодке. Если раскачаете ее — утонете все вместе.
Присмотритесь внимательнее к модели Майкла Портера «5 сил конкуренции». Учитесь сотрудничать с прямыми конкурентами против поставщиков, против рынков-субститутов или новых игроков, часто крупных западных или российских корпораций. На центральном рынке Ялты я наблюдал удивительную картину сотрудничества.
Маленькими кафе (которые часто принадлежат крымскотатарским семьям) создана простая система взаимовыручки и борьбы с крупными игроками. Малый бизнес не может позволить себе широкий ассортимент и дорогую лицензию на алкоголь. Но когда главная цель — удержать клиента — они нашли выход. Если чего-то нет в меню — вы можете заказать это из соседнего кафе (конкурента!), и официант даже сам вам доставит. Можете принести с собой фрукты или овощи, купленные на рынке, и даже алкоголь — главное — закажите что-нибудь в этом кафе.
Почему же одним удается так просто найти способ создать синергетический эффект от сотрудничества, а другим нет? Возможно, причина в национальных традициях?
Френсис Фукуяма после посещения Киева написал статью о нашей бедности, которая выражается не деньгами, а социальным капиталом. А основа этого капитала — доверие. Что мы видим сегодня в Украине: в компаниях мало доверия как среди партнеров по бизнесу, так и среди сотрудников. Эта фобия продолжается и даже усиливается и во внешнем окружении. Мы видим массу примеров, как сейчас рушатся недавно успешные бизнесы не из-за ситуации на рынке, а из-за ссоры двух партнеров. А внутри компаний ситуация иногда похожа на войну американцев во Вьетнаме, когда более 40% молодых офицеров погибали, потому что их застреливали свои солдаты, не доверяющие и опасающиеся, что их некомпетентные приказы могут погубить всех.
Именно катастрофический дефицит доверия в обществе мешает нам перейти от конкуренции к сотрудничеству.
Давайте представим, какой может быть актуальная формула успеха?
Во внешней среде:
основу для доверия создают общие интересы. Найдите их и создавайте на вашем рынке модели сотрудничества, основанные на доверии и совместном желании выжить.
выходите в мир — живите клубной жизнью. Ничто так не развивает и не поддерживает как общение с единомышленниками. Именно клубы сегодня генерируют атмосферу доверия. А расширяя общение, вы расширяете бизнес.
Внутри компании — объединяйте людей на основе ценностей. Создавайте атмосферу уважения и доверия. Именно человеческий капитал все больше становится основным источником ваших конкурентных преимуществ. Но для бизнеса значение имеет не просто конкретный человек, а команда. Не экономьте на развитии персонала, обучайте людей командами!
Материал был опубликован в KyivPost

06.11.2013
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА