Потенциал рынка инноваций в Украине

Популярно

Украина – страна аутсорсинговых новаторов. Но почему наши «мозги» уезжают за рубеж и какие проблемы мешают им работать в Украине?

У Украины есть отличительная особенность. В нашей стране хорошо воплощают идеи в жизнь. На фоне Индии, которая известна блестящей работой по прописанным техническим заданиям, мы намного эффективнее решаем проблемы и работаем в непредсказуемых условиях, как Чип и Дейл. Но те, кто генерирует новые идеи все равно покидают страну. Почему?

Есть три основные причины такой миграции. Первая – защита своих идей. Вторая – безопасность. И третья причина – инфраструктура. Она развита в Украине гораздо хуже, чем на Западе. Бывали случаи, когда в каком-то из городов придумали классную идею, пригласили инвестора, но он не смог приехать из-за элементарных проблем с доступным транспортом и развязками. В итоге, авторы идеи переехали поближе к потенциальному инвестору, но уже за пределами Украины.

Что мешает идеям вырасти из «песочницы»? Во-первых, компании старого образца, которых в Украине довольно много, привыкли жить в условиях монополизма. Зачастую они даже не знают, кто их клиент и что ему нужно. И не умеют ставить четкие задачи по модернизации бизнеса.  

Во-вторых, у нас нет конкуренции и партнерства. Конкуренция нужна, чтобы не ориентированные на клиентов игроки исчезали с рынка и освобождали пространство для новых и прогрессивных. Кроме того, бизнесу нужно дать право на реализацию больших проектов. Предпринимателям важно получить понимание того, как можно повлиять на инфраструктуру страны в долгосрочной перспективе. Именно для этого государство и бизнес должны работать вместе. Необходимо государственно-частное партнерство.

В-третьих, есть системная проблема с образованием. Сегодня мы пытаемся сформировать хай-тек-индустрию, сделать ее популярной и известной во всем мире. Но есть одна проблема – рынок переполнен готовыми нереализованными специалистами, которые каждый год выпускаются из сотен университетов страны. В итоге, Минобразования приходит к Минэкономики и требует создать рабочие места под уже готовых специалистов. И весь хай-тек-концепт рассыпается.  Если мы претендуем на прогрессивность, вначале нужно понять, какой должна быть промышленность страны, затем – какие специалисты ей нужны, а после формировать заказ на образование.

В идеале, кадры у Министерства образования должно заказывать Министерство экономики. В Украине уже возник запрос на образованных людей, которые будут строить экономику через 5-10 лет. И ориентируясь на этот запрос, Минобразования должно готовить таких специалистов.

Продолжу об образовании. На слуху у всех три тренда последнего времени – интернет вещей, облачные технологии и big data. Соответственно развитию этих технологий в мире растет спрос на профи в этих областях.

Дефицит big data-аналитиков в Европе – 460 тыс. специалистов. В Украине спроса на них пока нет. Поэтому если мы посмотрим на спрос вне Украины, то там ждет море возможностей для заработка.

Что касается спроса на внутренних специалистов, в ближайшие несколько лет наша страна может столкнуться с повальным устареванием кадров. Если мы не перепрофилируем людей, через три года столкнемся необходимостью сократить их всех. А чем они будут заниматься – непонятно.

Для того, чтобы с постройкой хай-тек экономики все получилось, украинцам нужно научиться четче формулировать проблемы, которые есть в бизнесе (не только украинском, но мировом, ведь мы ориентируемся и на экспортную экономику). Тогда наши команды смогут активнее и точнее предлагать различные решения. И необходимо научиться презентовать эти идеи, доводить их до презентабельного состояния, тогда у них больше перспектив.

Что нового
комментарии
  • Спасибо Надежда за статью. Вы очень правильно отметили про необходимость содействия государственного аппарата бизнесу и про отсутсвие долгосрочных стратегий у наших украинских компаний. Стране, как и бизнесу, явно необходим четкий курс. Необходимо занять свою нишу на рынке (вы правильно привели в пример Индию), но для начала ее нужно определить и создать условия.

    Хочу добавить, что развитие и самореализация на украинском рынке это отлично, но вся проблема в отдаче. Наш потребитель не готов платить за написание качественно контента $100 (как пример), а западный готов. Поэтому большая часть понимает, что потратив на изучение английского языка и посмотрев пару курсов по копирайтингу, для них откроется неплохой потенциал и гарантированный доход (не всегда стабильный, но гарантированный).

    В общем, большая часть наших предпринимателей не способны дать реальную оценку работе (особенно в Digital сфере), а это как раз исходит от того (как вы и сказали), что они не дожидаются той самой отдачи. Пора меняться и приходить к осознанию того, что дешево и сразу уже не будет.

    Также при отсутствии “карманных денег” не каждый готов ждать, пока на нашем рынке возродятся проекты или заказчики способные достойно и гарантировано оплачивать их труды. Думаю на этом остановлюсь……))

Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА