Семейный бизнес. 7 шагов к успеху

Популярно

Семейственность в бизнесе — одновременно и преимущество, и дополнительный риск. Анализируя мировой опыт, я выделяю ряд действий, позволяющих обойти некоторые опасные моменты, которые могут помешать успеху семейного бизнеса.

1.Структурировать отношения
Хотите вы этого или нет, но семейные отношения всегда, так или иначе, отражаются на деятельности фирмы. Скажем, в одной компании, соучредителями которой являются три брата, назначили родственника на руководящую должность, а один из владельцев его уволил. Сразу бушевали страсти. Сестра обижена на брата за то, что уволил ее сына, мать становится на сторону сестры, еще один брат не знает, кого, собственно, ему защищать… Проблема начала разрастаться, как снежный ком, и все это мгновенно отразилось на бизнесе. Ситуация осложнялась тем, что не существовало формального разделения полномочий между братьями. И это типичная проблема для семейной фирмы. На этапе start-up учредители занимаются в ней всем сами, а потом, с ростом компании, либо не хватает времени на распределение сфер ответственности, либо это считается излишним.
Таким образом, надо как можно раньше формализовать отношения в фирме. Это также облегчает регулирование взаимоотношений с членами семьи. Например, если есть прописанная политика, тогда проще отказывать родственникам, которые обращаются с просьбой.

2.Разграничить — где бизнес, а где семья
Говорить о работе дома можно, но до определенного предела. Скажем, в западных семейных компаниях принято обсуждать бизнес за рождественским ужином. Но это четко структурированный разговор: члены семьи, которые управляют бизнесом, отчитываются перед остальной семьей. Предоставляется конкретная информация, обсуждаются рабочие вопросы. И все — точка. Дальше начинается семейное празднование.
Некоторые владельцы считают, что чем раньше они познакомят детей со своим бизнесом, тем лучше. Я при этом советую менять «шляпы». Скажем, два или три раза в год вы одеваете «шляпу» владельца и ведете ребенка на работу: показываете ему фирму, рассказываете, чем нужно заниматься, знакомите с вашими работниками. А возвращаясь домой, снова надевайте «шляпу» отца или матери и не переносите рассказ о бизнесе на «семейную» территорию. Ничто так не отвлекает ребенка от желания продолжить дело, как постоянные жалобы родителей на подчиненных или обсуждение проблем бизнеса за обеденным столом.

3.Формализовать коммуникации
Неформальность общения — беда всех семейных (да и дружеских) компаний. Ведь в основном люди руководствуются предположением: мы — семья, поэтому и хорошо понимаем друг друга. А ведь когда вам кажется, что всем все ясно, то на самом деле все может быть наоборот.

4.Наладить систему контроля и дисциплину
В подавляющем большинстве семейных бизнесов в нашей стране отсутствуют эффективные методы контроля. Нередко эту функцию передают родственнику. При этом главный критерий его назначения — доверие, а не профессионализм. Если же человек мало понимает в деле, то не исключено — захочет показать вам, что в состоянии эффективно работать, «контролируя» очень активно и, мягко говоря, необдуманно. В итоге человек и в компании со всеми перессорится, и будет докучать бесконечными жалобами, и для дела пользы не будет. Так что лучше все-таки подумать, как совместить доверие и профессионализм.
И еще один вопрос: как контролировать родственников? Формальные документы для этого у нас в стране чаще всего не применяются. Хотя, скажем, такие вещи, как расписка — неплохой психологический рычаг. В суд с этим вряд ли кто пойдет, но главное, что человек ее написал. Сам факт того, что расписка существует, дисциплинирует работника-родственника.

07.08.2013
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА