«Сетевое общество», где все связано со всем

Сеть широкополосного мобильного интернета, которая сейчас разворачивается в Украине, дает возможность использовать такие приложения. Связь будет использоваться повсеместно. Устройства смогут располагаться в любом месте страны. Услуги будут доступны в облачных сервисах.
Нильсен Ларс
Популярно

Ларс Нильсен – Head of Technology, Customer Unit Industry & Society в компании Ericsson. Он отвечает за управление и реализацию технологических стратегий подразделения. Основной фокус работы Ларса Нильсена – новые, возникающие технологии, рыночные возможности и стратегические партнерства. Во время Международного симпозиума по вопросам электронного правительства, который прошел в Киеве 3 июня по инициативе «Киевстар» и международной группы компаний VimpelCom, Нильсен дал интервью Kyivstar Business Hub.

Интервью доступно в оригинале

Вы часто говорите о «сетевом обществе» (англ. – networked society). Что это означает?

Ларс Нильсен: Этот термин Ericsson применяет для описания эпохи, в которую мы вступаем. Разные компании применяют различные термины для описания одного и того же явления – например, «интернет всего» (IoE – Internet of Everything) или «интернет вещей» (Internet of Things). То есть все, что нас окружает, подключается к единому интернет-пространству. Когда стиральная машина может разговаривать с энергосистемой. Когда ваш автомобиль может связываться с сервисным центром и записываться на прием, а после – откладывать его, если задерживается в пробке. Это эпоха, когда вещи самостоятельно связываются между собой. Она следует за эпохой, когда мы в течение многих лет связывали между собой дома и людей.

Вы сказали, что подключить к сети можно все, что от этого получит добавленную стоимость. Что это значит?

Л.Н.: Сегодня вы можете подключить все, что угодно. В США несколько месяцев назад существовали подключенные к сети матрацы. Технология стала настолько дешевой, простой и низкозатратной в потреблении энергии, что вы наделить интеллектом можно все, что угодно. Здесь «выгода» является ключевым словом. В этом должна быть предпринимательская или социальная потребность. Должна быть причина.

Когда речь заходит об электронных сервисах и верификации граждан, как нам могут быть полезны смартфоны?

Л.Н.: Смартфоны не обязательно должны играть непосредственную роль в этом процессе – дело не только в них. Этот процесс выходит далеко за рамки смартфонов. Например, вы находитесь в офисе и перед тем, как выйти на улицу, хотите включить печку в машине до того, как в нее сядете. В данном случае работа автомобиля не зависит от подключения к смартфону. Требуется его непосредственное подключение авто к сети 3G.

Сеть широкополосного мобильного интернета, которая сейчас разворачивается в Украине, дает возможность использовать такие приложения. Связь будет использоваться повсеместно. Устройства смогут располагаться в любом месте страны. Услуги будут доступны в облачных сервисах. Я верю, что все это происходит благодаря трем составляющим: облако, девайсы и широкополосная связь.

Насколько идея умного города применима в развивающихся странах?

Л.Н.: Это не связано напрямую с благосостоянием государства. Конечно же, должна присутствовать базовая инфраструктура связи. В первую очередь страна должна позаботиться об этом. Один из моих любимых примеров – мой опыт работы с водяными насосами в бедных районах Африки. Объединение насосов в единую сеть приносит определенную пользу. Так, в старые добрые времена различные регионы в Африке получали водяные насосы бесплатно. Затем, когда насосы выходили из строя, у местных жителей не было стимула его чинить. А система, которую мы внедряем сейчас, обеспечивает подведение воды через мобильные платежи. Это настолько дешево, что каждый может себе это позволить. Но теперь, когда водяной насос снова сломается, появился экономический стимул его починить. Такая система может сработать и в развивающихся странах, но уже в развитых странах это, вероятно, будет неактуально. Необходимо выделать самые значимые проблемы для каждого региона и дальше определять, как их можно решить с помощью связи, устройств и облачных сервисов.

Увеличивает ли такая взаимосвязь подотчетность правительства?

Л.Н.: Да, яркий пример – Сеул. Например, в Швейцарии постоянно проводятся референдумы, и иногда швейцарцы голосуют по нескольку раз в месяц. Им нужно физически пойти и проголосовать. В Сеуле сделали голосование очень легким с помощью мобильного приложения. Правительства не ограничивается таким голосованием, но если оно принимает какое-то решение,  получая при этом 90%-ную поддержку через мобильное приложение, то сразу же понимает, как люди это восприняли. Так что возможности для увеличения уровня отчетности правительства есть.

Какие самые захватывающие проекты реализованы в этой сфере на данный момент?

Л.Н.: Мы развиваем три последних поколения мобильных систем, которые позволяют компаниям решать определенные задачи. Последнее из того, что мы создали, – 4G-система с более высокой пропускной способностью. Сейчас в нашей лаборатории мы работаем с пятым поколением связи, которое можно использовать для потребностей «сетевого» общества, где все связано со всем. Нам необходимо убедиться, что эти сети приспособлены для различных кейсов. Например, уже совсем скоро появятся самоуправляемые автомобили. Через два года около сотни таких машин уже будут ездить по улицам Гетенборга в рамках настоящего транспортного потока. Это уже не научная фантастика, это практически наша реальность. Но когда есть автомобили, которым нужно координироваться друг с другом, это должно происходить как можно быстрее, и взаимодействовать они должны напрямую. У них нет времени звонить диспетчеру и делать запросы, им нужна прямая коммуникация. Такой кейс как раз и поддерживают сети пятого поколения, над которыми мы сейчас и работаем в лабораториях.

Лично мне очень нравится такое «общение» вещей, я вижу в этом огромную пользу. И я оцениваю это не с позиции технаря-зануды, который говорит «такое в принципе возможно», а действительно считаю, что в этом существуют реальные преимущества, просто не всегда очевидные.

Приведите, пожалуйста, любимый пример преимуществ, которые превзошли все ожидания.

Л.Н.: Мой любимый пример касается компании Maersk Line. Когда компания только начала с нами сотрудничать, мы разработали для нее так называемое М2М-приложение. Мы сделали так, что контейнеры могли «звонить» на базу и сообщать данные о температуре внутри них. Но оказалось, что мы можем надстроить над этим приложением еще несколько, не только для контейнера, но и собственно для корабля. Это оказалось действительно полезным, ведь с его помощью можно было проверить, с правильной ли скоростью движется судно. Если оно превышает скорость, то ему в любом случае нужно ожидать в порту очереди на разгрузку. Но если есть возможность объединить информацию о текущей скорости и о предположительном времени прибытия в порт, можно подсчитать, действительно ли есть необходимость идти так быстро или лучше сбавить скорость. Ведь даже незначительное снижение скорости – это огромная экономия топлива. Так что можно экспериментировать с новыми, сумасшедшими идеями и внедрять их уже поверх существующих.

24.06.2015
Что нового
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА