Свежая еда

Как создать прибыльный сэндвич-бар
Критерий целесообразности открытия сэндвич-бара в конкретной точке – 1 тыс. прохожих в час
Популярно

Несмотря на то что первые две кофейни Вадима Бортника в Харькове были неприбыльными, он добился успеха в бизнесе. На данный момент предприниматель владеет сетью из 29 сэндвич-баров FreshLine по всей Украине. И вскоре откроет еще восемь, в том числе два на Крещатике. Также сэндвич-бары заработают в Беларуси и Казахстане. Молодой бизнесмен организовал еще и бизнес-школу, в которой преподает. Мы попросили его поделиться опытом преодоления препятствий и дать несколько советов по созданию современного заведения быстрого питания.

С 15 лет Вадим Бортник работал в родительском кафе в одном из спальных районов Харькова. За четыре года прошел путь от официанта до управляющего. Затем открыл студенческое кафе, дела шли неплохо, но не так, как мечталось. «У меня было более широкое видение собственного бизнеса, искал идею, которую можно было бы масштабировать», – рассказывает Вадим.

3
Вадим Бортник, владелец сети сэндвич-баров FreshLine

Во время путешествия по Америке он увидел рестораны Subway, где посетители могли сами придумать сэндвич, и понял: вот оно! Попросил у американцев франшизу, хотел открыть такие заведения в Украине, но ему отказали. Уверенный, что концепция сэндвич-бара понравится украинскому потребителю, привыкшему к бутербродам, Вадим Бортник в 2009 году открыл в Харькове свой первый сэндвич-бар FreshLine. Кроме сэндвичей, в меню есть первые блюда, салаты, десерты, горячие и холодные напитки (в том числе имбирный, малиновый чай, смородиновый микс с базиликом), фреши.

За год Вадим Бортник открыл семь прибыльных сэндвич-баров в Харькове. Впоследствии заработали такие кафе в других городах. На данный момент открыто 19 заведений в Харькове, четыре в Киеве, по одному во Львове, Днепропетровске и Черновцах.

1

Предприниматель постоянно в командировках: готовит к открытию еще восемь заведений, в том числе два в Киеве на Крещатике, одно в Виннице. Два сэндвич-бара есть в столице Беларуси – Минске. В Казахстане продолжается обучение персонала для открытия нового заведения.

FreshLine сегодня:

29 сэндвич-баров

450 человек в штате

450 тыс. клиентов в месяц

8 тыс. сэндвичей в день

60-70% клиентов выбирают сборный сэндвич, который формируют по своему вкусу

Навстречу франчайзи

Сейчас продано уже шесть франшиз FreshLine. Партнерам предоставляют все стандарты, проводят тренинги, дают видеоинструкции. Предоставляется и программное обеспечение по работе с кассовыми программами – это собственная разработка на основе мирового опыта, адаптированная для украинских реалий. За покупку программного обеспечения не надо платить: всего 700 грн в месяц за обслуживание. Это дешевле R-keeper.

Условия:

Первый взнос: $5 тыс.

Текущие инвестиции: $20-40 тыс.

Площадь: 20-50 кв. м

Штат: 8-20 сотрудников

Окупаемость 1-2 года

40-50% прибыли дают продажи напитков

Особенности работы с персоналом

Стандарты FreshLine требуют обслуживания клиента за три минуты. Одновременно можно уделять внимание четырем посетителям. Для одного сэндвич-бара нужны 8-10 сотрудников (макс. 20) в зависимости от площади и количества мест.

Вадим Бортник с коллегами постоянно проводят внутренние бизнес-тренинги по навыкам управления рестораном в Харькове: отдельно для сотрудников, администраторов и руководителей. Обучение руководителя нового заведения FreshLine длится две недели, дальше начинается стажировка на предприятиях, изучение стандартов. Затем он сдает экзамены, проводит занятия с руководителями служб, впоследствии сам учит сотрудников.

4

«В случае приобретения франшизы сотрудников выбирает на местах сам франчайзи, но мы передаем портрет – описание нужных компетенций, личных качеств администратора, управленцев. Дистанционно обучаем, проводим собеседования, проверяем», – рассказывает Вадим Бортник.

Молодой персонал требует правильной мотивации. Это, по мнению Бортника, свободный график, еженедельная зарплата, молодой коллектив, корпоративы, тренинги, поощрения. Работа в FreshLine – это первая возможность для многих сделать карьеру. Есть случаи, когда сотрудник зала через год становился руководителем ресторана – замечательная карьера, к примеру, для студента.

Есть и жесткая система контроля: в каждом кафе ведется видеонаблюдение. Четыре человека в компании пересматривают записи камер, сверяют, что пробито на кассе и кто как ходит на работу.

2

Ложная экономия

Ошибкой было то, что ради экономии Вадим Бортник открыл первый сэндвич-бар в непроходном месте – в старом здании в спальном районе. Поэтому заведение работало вяло, в ноль. Однако оптимизма предприниматель не терял и, рискнув, на последние деньги арендовал помещение в центре Харькова рядом с McDonalds. Там сэндвич-бар FreshLine сразу бросался в глаза целевой аудитории – студентам и школьникам, конкурировал с известным брендом благодаря дешевизне сэндвичей, свежести и полезности продукции и возможности проявить свою креативность и придумать свой бутерброд. Поэтому от посетителей отбоя не было.

Опыт: заведение быстрого питания можно открывать, только если есть хорошее проходное место.

150-700 клиентов в день обслуживает одно заведение

Каналы коммуникации

Маркетинговые активности проводят в зале. Раздают флаеры с определенными мероприятиями. Кофе или второй сэндвич – в подарок за определенные действия. Чтобы мотивировать проводить дни рождения в точках, дарят в этот день чизкейк.

Замечательный ход – специальные наклейки FreshLine на телефоны. Постоянный лояльный клиент – посол бренда – добровольно рекламирует заведение и за это получает право на бесплатный напиток.

Все лето в жару у FreshLine прохожим раздавали питьевую очищенную воду бесплатно.

Первый киевский FreshLine, который открылся два года назад, работал под другим брендом – Pane Fresco. Была цель создать премиальный сегмент. Но, как показала практика, это было ошибкой, бренд должен быть один

Также компания активно общается с клиентами в соцсетях: главная аудитория – студенты и школьники – живут в «ВКонтакте» и Facebook. Пользователей страницы заведения «ВКонтакте» – около 15 тыс., Facebook – почти 2 тыс. Бортник отмечает, что популярность приобретает Instagram: 3 тыс. подписчиков, больше всего активных отзывов и переходов.

Антикризисный сэндвич

«За семь лет существования FreshLine кризисы в Украине были постоянно, возможно, они и способствовали популярности заведений. Недорогая еда из свежего хлеба удовлетворяет многих. В этом вижу возможности. Сэндвич-бары – та ниша, которую надо успеть занять», – говорит Вадим Бортник.

15-20% – рентабельность сэндвич-бара

За последние три года сэндвич в среднем подорожал на 50-60%, но остался доступным для потребителя. Аренда и зарплаты за это время не увеличились. Возросли коммунальные платежи, но электроэнергии на изготовление сэндвичей идет немного. Импортные свежие овощи покупают только в зимний период, и составляют они до 10% стоимости продукта. В этом году украинские рестораторы надеются на недорогие турецкие овощи.

Планы Вадима Бортника наполеоновские: открыть сотню сэндвич-баров за несколько лет и создать национальную компанию. Конкуренции предприниматель не боится. Разных пиццерий в Украине множество, а сэндвич-бар – один, да и технология приготовления сэндвичей дешевле, и продукт получается конкурентным по цене.

Критерий целесообразности открытия сэндвич-бара в конкретной точке – 1 тыс. прохожих в час 

Партнерство с «Киевстар»

Вадим Бортник, владелец сети баров FreshLine:

Я пользуюсь услугами «Киевстар» всю жизнь. У команды топ-менеджеров FreshLine корпоративные номера. С нетерпением ждем 3G в Харькове.

22.01.2016
Что нового
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА