Успешные бизнесы должны быть ответственными

Мы – компания, которая работает в сфере электронных платежей, потому мы хотим, чтобы у миллионов, и даже миллиардов людей на планете был доступ к электронным финансовым инструментам.
Мохаммед Кададех
Популярно

Мохаммед Кададех возглавляет департамент по развитию услуг и решений (GS&S) для государственных структур в MasterCard на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он отвечает за работу с государственными органами в MasterCard, расширение бизнеса и эффективное использование возможностей MasterCard для удовлетворения потребностей правительства в эффективности, социальном прогрессе и финансовой интеграции, а также обеспечении прозрачности своей работы. Во время Международного симпозиума по вопросам электронного правительства, который прошел в Киеве 3 июня по инициативе «Киевстар» и международной группы компаний VimpelCom, Мохаммед Кададех дал интервью Kyivstar Business Hub.

Интервью в оригинале.

Как может MasterCard помочь правительству достигнуть поставленных целей в сфере электронного управления?

Мохаммед Кададех: В MasterCard мы придерживаемся такого подхода: успешные бизнесы должны быть ответственными. Мы – компания, которая работает в сфере электронных платежей, потому мы хотим, чтобы у миллионов, и даже миллиардов людей на планете был доступ к электронным финансовым инструментам.

Как можно это обеспечить в развивающихся странах? Особенно в условиях отсутствия доверия и в экономике, построенной на наличном расчете?

М.К.: В Африке и на Ближнем Востоке 85-90% сделок все еще осуществляются наличными. Люди привыкли все делать традиционными для них способами, но это очень неэффективно и непрозрачно для правительства. К тому же, от наличных расчетов люди особо не выигрывают.

Когда правительство переходит на электронные способы выплаты зарплат и пенсий, снижается уровень коррупции, увеличивается прозрачность и правительство экономит миллионы. Вначале это трудно. Мы ввели карточки в Южной Африке для программы социального обеспечения и в течение 18 месяцев выдали 12 млн карт. На первых порах люди идут к банкомату и снимают сразу все деньги. Некоторое время спустя они понимают: если оставить некоторое количество средств на счету – они там и останутся. Системе начинают доверять, и это открывает доступ к другим услугам. Это начинает приносить людям пользу.

В каждой стране существует индивидуальная финансовая модель. В Южной Африке она основана на картах. В Нигерии это документы, удостоверяющие личность, которые являются двусторонней картой. В Египте финансовые операции осуществляются через мобильные устройства.

И что дает аутентификация граждан?

М.К.: Чтобы предоставить людям доступ к электронным финансовым услугам, необходимо предпринять несколько шагов. Изначально нужно создать возможность для цифровой идентификации, чтобы понимать, кто стоит за той или иной транзакцией. Это непосредственно влияет на повышение эффективности и снижение уровня коррупции. Были времена, когда правительства выплачивали деньги умершим людям, не имея возможности проверить, живы ли они. Благодаря цифровой идентификации это стало возможным. В данном случае идентификация – это основа основ, а также отправная точка. Нужно сделать так, чтобы государственные органы пользовались этими системами, а затем – чтобы их могли использовать сами люди. Доступ к финансам должен быть не только в банкомате, но и при расчете в супермаркетах, должна быть возможность возврата средств и денежных переводов. Должны работать дополнительные услуги, чтобы люди начали ими пользоваться и им доверять.

Что может способствовать дальнейшему продвижению таких программ?

М.К.: Для этого нужна решимость правительства в борьбе с коррупцией и расширении полномочий граждан. Важно обеспечить непрерывность процесса в государственных органах – смена чиновников на их позициях не должна отражаться на процессе, и только в таком случае он будет приносить плоды.

Тогда это заставит экономику работать. Это делает правительство более эффективным и прозрачным, что и нужно. И это позволяет людям совершать транзакции, где бы они не находились, а также безопасно получать свои деньги.

Чем отличается область электронных услуг в развитых и развивающихся странах?

М.К.: Катар имеет самый высокий ВВП на душу населения в мире, а Пакистан – один из самых низких. Так что мне приходится работать с самыми разнообразными клиентами. В Дубае правительство заботится об инновациях, мобильных услугах и о том, чтобы люди были счастливы. Если люди не довольны, то правительство должно уйти. И если услуги предоставляются не на должном уровне, они должны что-то с этим делать. Шейх Мохаммед поручил каждому государственному органу предоставлять свои услуги через мобильный телефон, и теперь они все так делают. Следующий этап стратегии – увеличить уровень проникновения услуг до 70-80%. Тут очевидна решимость правительства.

Возьмем такие крупные страны, как Пакистан, Египет или Марокко. Здесь имеем дело с крупными государственными субсидиями. Некоторые из них основополагающие, например, субсидии на бензин. Они распространяются на всех, поэтому правительство ищет способы, чтобы предоставить их тем, кто особенно в этом нуждается. В Пакистане есть субсидии на обучение. Здесь совсем другие проблемы. Автоматизация идентификации граждан с помощью карты или мобильной программы имеет смысл, если в государстве множество министерств, которые разрабатывают свои собственные программы, а не пользуются одной платформой.

А как насчет защиты персональных данных?

М.К.: Мы относимся к этому вопросу очень серьезно. Вопреки бытующему мнению, мы не знаем, кто стоит за той или иной транзакцией при пользовании MasterCard. Все, что мы знаем – номер карты, сумму и вендора. Мы знаем, что эта карта была использована в таком-то кафе для оплаты чашки кофе за $10. Однако даже при таких условиях в Египте все еще существует определенное недоверие. Потому в этой стране мы разработали электронный кошелек и оставили всю информацию, касающуюся египетского рынка, под контролем соответствующих местных компаний. Там мы не видим никаких данных о потребителях – ни имен, ни адресов.

Какой опыт для Вас сегодня наиболее интересен?

М.К.: Для меня – это Египет. Здесь работает первая мобильная экосистема MasterCards. Зачастую такие компании, как мы, пытаются работать самостоятельно. Но в Египте мы работали с местными партнерами и передали все данные под контроль Центрального банка. Это способствует созданию более безопасной среды, нежели использование наличных. На данный момент Центральный банк и служба безопасности не знают, насколько та или иная транзакция имеет отношение к терроризму или коррупционным схемам. Однако с проникновением электронных платежей у них будет все больше и больше контроля, потому что они смогут понимать, от кого и кому уходят деньги. В мире наличных денег это не так легко проследить. А для арабских стран борьба с коррупцией – очень важный вопрос.

16.06.2015
Что нового
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА