Веселые и умные

Как создавалось издательство, отличающееся от остальных
Издание книг – креативный бизнес, но следует учитывать и целевую аудиторию. Поэтому макеты утверждают всей командой, проводят мозговой штурм, показывают иллюстрации детям
Популярно

Glowberry Books издает великолепные бумажные и электронные книги для детей, которые побеждают на международных конкурсах, а также интерактивные мобильные приложения для планшетов и смартфонов, которые загружают не только в Украине, Европе и США, но и в Саудовской Аравии и Таиланде. Небольшому издательству всего семь лет, однако оно сотрудничает с такими корпорациями, как «Киевстар», Microsoft, Mc’Donalds, UniCredit. Секретами успеха делится директор Glowberry Books Ольга Черепанова.

«Начиналось все с любви к книгам и кино, – вспоминает Ольга Черепанова. – Мы с партнерами долго работали с очень талантливыми режиссерами, операторами и сценаристами в компании RadioactiveFilm, которая снимает рекламные ролики для Украины и других стран. Кино – это синтез всех видов творчества».

Ольга десять лет была кинопродюсером, потом увлеклась детской анимацией. А в 2008 году вместе с партнерами захотела создать детский продукт, который был бы популярен в Украине и за рубежом. «Тогда самое дешевое было издавать книги, потому что это самый доступный и понятный продукт для детей. Поэтому мы начали с книг, но каждый наш проект был рассчитан на развитие: мультсериал, игра или приложение», – говорит она.

3
Ольга Черепанова, директор Glowberry Books

На первые проекты вдохновили работы издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» и «Старого Льва». Но в Glowberry Books решили издавать книги, руководствуясь современными идеями и с новыми авторами. «В нашей творческой лаборатории мы придумывали идеи и подбирали команду для их реализации. Мы работали сразу над шестью различными книгами», – вспоминает Ольга. Все издания были на украинском и английском языках. Интересно, что первая книга Glowberry Books вышла одновременно и в России на русском: во время создания ее макета права для России приобрела студия Артемия Лебедева. Для начинающего издательства это был ориентир востребованности продукта.

В 2010 году, через четыре месяца после появления первого в мире планшета, в Glowberry Books уже сделали первое детское мобильное приложение. «В диджитал мы пришли, как только появился первый планшет, и мы первыми в Украине сделали интерактивное книжное приложение. Наша компания была 129-й в мире среди тех, кто предложил разработку в этом сегменте, и получила хороший фидбек», – делится Ольга.

На данный момент Glowberry Books создало 15 приложений и позиционирует себя как разработчик, ни одно другое издательство пока не вышло на такой уровень

Загрузка детских приложений Glowberry в мире превысила отметку 300 тыс. Немало из них входили в топ разных стран. Все продукты лицензированы и защищены авторскими правами.

Сегодня компания выпускает печатные книги отдельно от интерактивных (не сочетает «бумагу» с развивающими играми для планшетов и телефонов). Поэтому разрабатывают два типа приложений: интерактивные книги, которые повторяют перелистывание книги с анимированными страницами, и игровые приложения, построенные как игры. «Книги и приложения – это два разных рынка, которые не мешают друг другу: ребенку нравится, что у него есть бумажная и одновременно планшетная книга. Малыши до семи лет любят листать книги, они для них как любимые игрушки, которые не заменит планшет».

Не каждое издательство является автором хотя бы одной интерактивной книги. На данный момент GlowberryBooks создало 15 приложений и позиционирует себя как разработчик, ни одно другое издательство пока не вышло на такой уровень.

Команда создателей

«Успех издательского бизнеса зависит от того, насколько у руководителей развита компетенция найти таланты, увидеть творческое зерно, взрастить его и получить продукт», – уверена Ольга.

1

Все книги и приложения Glowberry Books отличаются оригинальным дизайном: над ними работают талантливые художники-иллюстраторы. «Некоторые работают с другими издательствами, с некоторыми у нас эксклюзивный контакт, но мы всегда ищем новые лица. Каждый проект требует особого подхода. Но, конечно, у нас есть любимые авторы. Я как креативный продюсер подбираю авторов согласно общему креативному направлению издательства», – говорит Ольга Черепанова.

В Glowberry Books используют все достижения проектного менеджмента: под каждый проект набирают команду. Над каждой книгой и приложением работают до 10 человек, многие удаленно.

«Мир быстро меняется. Удержать современных творческих людей на одном месте сложно, да и не нужно. Мы умеем организовывать работу фриланс-команд, считаем, что это искусство», – отмечает бизнес-вумен. По ее мнению, обычно руководители требуют присутствия человека в офисе, когда боятся сорвать сроки, не имеют проверенных сотрудников или налаженной коммуникации.

Ольга как креативный продюсер подбирает команду для проекта: все претенденты проходят разработанные ею тесты на креативную составляющую. Под каждый проект разрабатывают структуру, тайминг. Есть руководитель проекта (продюсер проекта, как здесь его называют), который ведет команду, контролирует бюджет и сроки (сроки не позволяют корректировать более чем на 1-2 недели). Используют много инструментов для улучшения коммуникации, позволяют команде вести проект в одной системе: общаться, видеть комментарии. В такой работе у издательства большая экспертиза: были проекты, когда участники работали одновременно в четырех странах – и все получилось.

Сложности бизнеса

«Создание Glowberry Books окупило себя, но хочется роста доходности», – признается Ольга Черепанова. Издание книг и приложений имеет невысокую маржинальность из-за общей низкой покупательной способности украинцев. Несмотря на то что издания стоят около 90 грн и цены не менялись год, они не каждому по карману.

«Если раньше покупатель мог себе позволить купить десять книг в год, то теперь – три-четыре. Бумажная книга превратилась в дорогой подарок. Но все равно сегмент детской книги является самым стабильным в Европе, детскую литературу будут покупать всегда», – считает Ольга. Кстати, издание Glowberry Books уже с удовольствием покупают не только в Украине, России, но и в странах Балтии.

300 тыс. загрузок детских мобильных приложений Glowberry в мире

Зато сегодня изменилась общая культура потребления, люди стали чаще покупать электронные книги и мобильные приложения. «Нынешнее поколение по-другому относится к девайсам. Для нас – это новое пространство, которое нужно осваивать, а для современных детей – это естественно. Поэтому и появилась новая проблема родителей: как перевести детей из программного мира в реальный», – рассказывает Ольга.

С другой стороны, в Украине далеко не каждый ребенок имеет планшет. И не все родители умеют отыскать нужные программы и полезные сайты. Понимая ограниченность украинского рынка, Glowberry Books ищет глобального потребителя и создает приложения, в частности, на английском языке.

Партнерские приложения

Еще одно перспективное направление деятельности издательства – создание интерактивных программ в качестве эксперта для заказчиков в сегменте b2b. Уже есть шесть мобильных приложений в сфере телемедицины на заказ медицинских компаний.

«Мы трансформируем идею в креативный продукт: разрабатываем общую концепцию, дизайн, – рассказывает Ольга Черепанова. – Сотрудничаем с медиками, особенно когда приходится делать сложные подсчеты, например, подсчет хлебных единиц для ребенка в мобильном приложении для больных сахарным диабетом. Такой продукт мы не можем считать своим: ведь мы работаем на заказ и готовый продукт передаем заказчику полностью. Но вкладываем в него весь свой творческий и технический потенциал».

4

По словам предпринимательницы, сначала издательство искало партнеров, теперь они создали себе имидж на рынке спонсорских b2b-проектов, который базируется прежде всего на том, что строго придерживаются сроков и бюджета проектов и поддерживают достойный уровень качества. «Иногда работа с брифами расширяет видение и заставляет делать отличный продукт, которого не было в планах», – говорит Ольга.

Продвижение

Хотя у Glowberry Books практически нет конкурентов в Украине по изданию интерактивных книг и приложений, это не самое известное среди массового украинского читателя издательство. Специально они не рекламируются. Сначала – из-за нехватки денег на продвижение, теперь – потому что считают, что из-за небольшого ассортимента печатной продукции не стоит соревноваться за популярность с ведущими компаниями, рекламируя себя.

Для продвижения элитных книг хорошо срабатывает сарафанное радио и личная рекомендация качества. Больше всего рекламы в соцсетях и на профильных порталах. «У нас много подписчиков: человек, купивший первую книгу, всегда покупает следующую. Наша цель – расширять эту базу постоянных клиентов», – подчеркивает руководитель.

Продвижению способствуют налаженные взаимоотношения с информационными партнерами: книжными интернет-магазинами, детскими компаниями. Издательство участвует в специализированных книжных мероприятиях. По отзывам Ольги, это всегда качественные клиенты, которые не поленились взять визитку, зайти на сайт, зарегистрироваться. Конечно, хороший способ продвижения – мегаакции с крупными партнерами. Например, в ноябре проводилась благотворительная акция в сети ресторанов Mc’Donalds: когда все средства от приобретенных книг, которые издало Glowberry Books именно для этого, перечисляли на благотворительные цели.

«На данный момент продвижение бумажной продукции неактуально. Цель номер один – продвижение приложений в разных странах и загрузка нашей электронной продукции», – делится Ольга Черепанова.

2

В планах издательства – развиваться и продолжать приключения героев изданных книг в анимационных сериалах.

Партнерство с «Киевстар»

Ольга ЧЕРЕПАНОВА, директор издательства Glowberry Books:

«Glowberry Books делали для «Киевстар» три мобильных приложения с заботой о здоровье клиентов компании: «Моя звездочка», «Моя звездочка. Первый год» и «Хорошо вижу». Также принимали участие в оформлении обложки для диска – новогоднего подарка детям.

Пригласили «Киевстар» быть информационным партнером в детских новогодних приложениях. Хотим сделать развивающую азбуку с пазлами, чтобы ребенок мог подбирать названия животных и учиться читать. На украинском языке таких игр мало. Изданная на английском языке, такая азбука получила хорошие отзывы и количество скачиваний».

08.12.2015
Что нового
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА