10 принципов запуска нового бизнеса

Личный опыт запуска новых бизнес-проектов (пусть сравнительно небольшой, но включающий значимые победы и поражения) просится наружу в виде формулировки неких основных принципов. Пусть не универсальных, зато выстраданных.
В каждом новом проекте обязательно должен быть лично вовлеченный предприниматель. Чаще всего это вы сами — тогда вы должны понимать, что от вас требуется инвестиция очень большого личного времени, энергии и эмоциональной вовлеченности. Никакие менеджеры, самые опытные и энергичные, не смогут успешно запустить новый бизнес. Если же вы выступаете только как инвестор, то лишний раз убедитесь в том, что человек, которому вы даете деньги, — именно предприниматель «по жизни», готовый жить этим 25 часов в сутки.
Никогда не запускайте новый проект только потому, что в какой-то сфере много денег, и все туда уже устремились. Много денег долго не бывает: рентабельность быстро начинает падать или из-за чрезмерной конкуренции, или из-за насыщения рынка, или из-за появления альтернативных бизнес-моделей. А может, это просто массовый психоз. Помните, что основную массу предпринимателей ведет просто стадный инстинкт, и не позволяйте ему себя увлечь. Ищите бизнес-модель, которую никто не освоил, — не обязательно в мире, а хотя бы на локальном рынке.
Если того, что вы задумали, никто ранее не делал, — задайте себе вопрос, почему. Может быть, вы чего-то важного не понимаете. Но если вы не нашли удовлетворительного ответа на вопрос, почему до вас никто этого не сделал, — не бойтесь делать. Может, все прочие просто не додумались или побоялись.
Помните, что всегда всё идет не так, как запланировано. Поэтому ваш проект должен иметь большой запас прочности. Если же не имеет, если он «проходит по лезвию ножа» между значимыми рисками, — лучше этого не делать.
Не позволяйте себе недооценивать размер инвестиций. Возможно, запланированных вами инвестиций хватит на то, чтобы проект «поднялся на ноги», но понадобится еще большая сумма, чтобы он «пошел в школу». Эти деньги придется дать вам, никто другой не поможет — наш рынок капитала еще очень неразвитый, он финансирует только «взрослые» проекты. Поэтому заранее планируйте дополнительные инвестиции. Множество проектов умерло в возрасте «старшей группы детского сада» из-за недофинансирования.
Не планируйте мегапроектов с длинным сроком окупаемости. Помните, что в условиях нынешней экономической турбулентности любой период роста продолжается не более 4-6 лет и сменяется очередным спадом — даже если он окажется неглубоким и непродолжительным, для вашего проекта этого будет достаточно.
Напишите бизнес-план — не для инвесторов, не для банка, а для себя. В процессе написания вам придется задать себе вопросы, о которых вы вначале не думали. В результате вы сумеете вовремя подстелить соломки или обойти опасное место. И не думайте, что бизнес-план — это только финансовая таблица. Вам нужны также оценка рынка, описание стратегии, анализ себестоимости, организация маркетинга и продаж, операционный менеджмент, человеческие ресурсы, оценка рисков и т.д. Ведь взятые с потолка цифры, подставленные в финансовый план, всегда дадут хороший результат — поэтому убедитесь, что вы уверены в исходных данных.
Найдите хорошего маркетолога и заставьте его оценить объем рынка, продумать отстройку от конкурентов, каналы продвижения и сбыта, быстрый старт продаж. В противном случае вы окажетесь в роли командира, у которого нет начальника штаба, — и прекрасно снаряженный батальон поляжет под огнем.
Встречайтесь со своими клиентами. До запуска, во время запуска и после запуска. Лицом к лицу. То, что они вам расскажут, никто другой не расскажет, даже ваш замечательный маркетолог.
Нанимайте только энтузиастов. Остальных всё равно придется вскоре уволить — так зачем же их нанимать?
Наверное, на первый раз десяти принципов хватит. Возможно, они покажутся вам банальными. Однако всегда ли вы им следуете? Проанализируйте свой опыт и добавьте к этому списку еще парочку своих пунктов.

01.10.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА