Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

12 ошибок начинающих предпринимателей

Практичекие рекомендации от опытного инвестора
Если продукт стартапа связан с деятельностью таких компаний, как Apple и Google, то шанс заинтересовать гигантов существует. В Украине даже есть пример для подражания

Истории успешных стартапов вдохновляют предпринимателей браться за создание собственных. Когда идея найдена, они отправляются на поиски инвестиций, допуская одинаковые ошибки. Что это за ошибки и как их избежать, рассказал управляющий партнер украинского венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев.

Ошибка 1: «У меня есть идея нового бизнеса – это будет стартап»

Если цель предпринимателя построить быстрорастущий бизнес за счет новых рынков, моделей или технологий, тогда компания является стартапом. Иначе это просто неправильное использование термина.

Ошибка 2: «Я не расскажу об идее, пока вы не подпишете NDA»

(Non-disclosure agreement – соглашение о неразглашении).

Большинство украинских предпринимателей, особенно в IT-сфере, боятся, что их идею украдут. Но идея без реализации не является ценностью. Профессиональные инвесторы общаются со многими новичками и в состоянии достаточно быстро определить, имеет ли смысл разговаривать дальше. Им некогда «воровать идеи» и тратить время на подписание соглашений о неразглашении.

223

Ошибка 3: «У меня есть идея, но я начну ее реализовывать, только когда найду инвестиции»

Основатели успешных стартапов первыми вкладывали свои сбережения в проект и начинали работать 24/7. Даже если первыми внешними инвесторами проекта становятся friends, family & fools (друзья, семья и дураки. — Ред.), они хотят видеть вклад основателей. Если говорить о венчурных капиталистах, то денег только за идею не даст никто. Основатели должны показать, что идея может стать жизнеспособным бизнесом и имеет хороший финансовый потенциал.

Ошибка 4: «ІТ-стартап – легкий и быстрый способ заработать миллионы»

Возможность заработать миллионы и стать успешным действительно есть, но на это уйдут годы. Большинство компаний, которые заработали сотни миллионов долларов для основателей, развивались более 4-5 лет. Для этого предприниматели работали как лошади для достижения результатов, реинвестировали прибыль и привлекали все новые и новые инвестиции.

Ошибка 5: «У меня есть замечательная идея, и я готов отдать 5-10% будущей компании за несколько сотен тысяч долларов»

Иногда такое заявление имеет другой смысл: «Дайте мне $100 тыс. – и я отдам 70% компании. Вы будете контролировать и развивать проект». Таким образом, предприниматель показывает свою неопытность и непонимание принципов работы технологического бизнеса. Невозможно оценить проект за считанные минуты – разве что в $0. На этапе идеи инвесторы ожидают, что основатели сами будут вкладывать время и сбережения в запуск продукта. Дальнейшее успешное развитие бизнеса, по статистике, также происходит благодаря усилиям предпринимателей. Во главе Google, Facebook, Oracle, Twitter, Tesla до сих пор стоят основатели.

Венчурные инвестиции предполагают 4-5 лет полноценной работы основателя в стартапе

Ошибка 6: «Мы только запустили проект и сразу же получили 500 тыс. за 20% компании. Наш бизнес уже сейчас стоит миллионы»

Получив инвестиции, предприниматель считает себя богачом. Если он отдал 20% за 500 тыс., то компанию оценили в 2,5 млн, из которых основателю принадлежит 2 млн. Но оценка стартапа в первом большом раунде финансирования «бумажная». Она лишь показывает, что проект действительно достоин внимания. Но размер бизнеса и прибыль, которую в итоге получит предприниматель, зависит от него. И сколько стартап стоит на самом деле, решится, когда его продадут крупной корпорации или частным инвесторам на бирже.

Ошибка 7: «У меня не украинский, а американский стартап»

В 2015 году можно за 15 минут зарегистрировать компанию за рубежом в любой точке мира. Поэтому украинские предприниматели обычно говорят: «У меня американский стартап, нацелен на глобальный рынок, потому что юридическое лицо зарегистрировано в штате Делавэр». На самом деле проект считают американским, если основатели и ключевая часть команды живут в США и имеют все документы для легального проживания и работы.

Ошибка 8: «Проект уже на старте, и потом нас купит Google или Apple»

Если продукт стартапа связан с деятельностью таких компаний, как Apple и Google, то шанс заинтересовать гигантов существует. В Украине даже есть пример для подражания. Стартап Viewdle создал алгоритм распознавания лиц и объектов на фото и был продан Google осенью 2012 года, по экспертным оценкам, за $30-40 млн. Относительно Apple, то за 2014 год компания поглотила 9 стартапов, но ведь об этом мечтают тысячи.

Проект может приобрести одна из технологических корпораций, если он будет мировым лидером в своем сегменте

Поэтому предприниматели могут развивать технологии, дополняющие продукты возможных покупателей, но в долгосрочной перспективе стоит создавать бизнес, который будет прибыльным, расти и развиваться самостоятельно.

Ошибка 9: «Я основатель глобального IT-стартапа, но рассматриваю работу над проектом как частичную занятость и планирую нанять внешний менеджмент»

Статистика свидетельствует: у успешных стартапов 2-4 основателя, которые работают первые годы 24/7. К тому же венчурные инвестиции предполагают 4-5 лет полноценной работы основателя в стартапе, а те, кто уходят раньше или работают неполный день, могут потерять часть своей доли.

Краткосрочный финансовый успех быстрее достигается в корпоративной карьере, предпринимательство – игра надолго

Ошибка 10: «Наш продукт значительно функциональнее аналогов»

Слайд с таким содержанием можно найти в презентации большинства украинских стартапов. Если у продукта более зрелых конкурентов нет дополнительной функциональности, вероятно, для этого есть объективная причина. Если же у отечественного стартапа есть уникальная функциональность, она должна иметь высокий технологический барьер. Иначе конкурент может быстро внедрить ее у себя. Но инвесторов чаще интересуют другие показатели: база пользователей, показатель удержания, частота использования продукта, нежели «дополнительные возможности».

Ошибка 11: «Мировые СМИ писали о наших конкурентах, которые уже привлекли $10-20 млн за 25%, и мы оцениваем свой проект в аналогичную сумму»

Заявляя такое, основатели не осознают, что информация о конкурентах в медиа может быть неправдивой.

Если предприниматель слышит, что в продукт конкурента инвестировал фонд Google Ventures, то возможно Google является одним из партнеров по технологии и готов интегрировать решение стартапа-конкурента в свои сервисы. Если технология украинского стартапа сравнима с технологией конкурента из Кремниевой долины, но последний сотрудничает с Google, то разница в оценке компаний может быть огромной. Кроме того, пока стартап не базируется в США и не имеет там значительных успехов, параметры оценки американских стартапов к украинской компании неприменимы.

Ошибка 12: «Если инвесторы на ранней стадии заберут более 20% компании, то мы не сможем привлечь средства»

Если основатели строят глобальный проект, который успешно развивается, то после двух-трех раундов финансирования они будут владеть менее 50% компании. При первичном размещении акций Google в 2004 году два основателя владели 30% акций.

28.08.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА