Мне кажется, что сейчас общий тренд — приглашать в украинские компании местных топ-менеджеров. Это связано с тем, что примеров, когда иностранный топ-менеджер был успешным в украинской компании, очень мало. Украинские собственники, нанимая зарубежных топ-менеджеров, видят, что процент успеха ниже 20. Вероятность того, что ты ошибешься, — колоссально высокая, поэтому они скорее наймут местного менеджера или менеджера из России. Есть россияне, успешно проявившие себя: те же Баринов и Чернышов — россияне, которые любят Украину и работают здесь, и это тот топ-менеджер, которого хочет видеть собственник. Иностранных топ-менеджеров, успешных в Украине, я знаю очень мало.
Конечно, иностранные компании, вроде Danon, банк ING или Raiffeisen, приходя на наш рынок, приводят с собой европейских СЕО, но это совершенно другая история.
Но, независимо от страны происхождения, акционеры, как правило, ждут от СЕО, которых нанимают, четырех ключевых качеств.
Первое — умение вести за собой и строить команду. По умолчанию кажется, что все генеральные директора умеют вести за собой и умеют строить команды. Но это не совсем так. Чаще генеральный директор не добавляет мотивации и энергии своим сотрудникам, а наоборот, отбивает любое желание что-либо делать или высовываться. И чаще у нас преобладает старая модель поведения «разделяй и властвуй»: сталкивать сотрудников лбами, разжигать конфликты между отделами и использовать это как элемент управления — это считается нормой старого стиля менеджмента. Тот генеральный директор, который может придать силы своим сотрудникам, вдохновить, зарядить их энергией для свершений, который умеет построить слаженную команду, а не собрать просто кучку людей, которые не бегают в разные стороны по его указаниям, а действуют как единый слаженный коллектив, — он обладает этим важным качеством. И это особенно важно в кризис, чтобы люди не паниковали, а знали, за кем и куда идти.
Второе — решительность и взвешенность. Сейчас не всегда правильно рубить сгоряча, но все же нужно принимать какие-то решения, и не только популярные. К сожалению, люди чаще склонны откладывать решения, особенно сложные, они хотят выждать момент еще и еще… И тогда у генеральных директоров возникает соблазн не принимать никаких решений. Наш предыдущий президент — лучший тому пример: когда была проблема, он просто «спрятался в кусты» — от неумения и отсутствия решительности. Решительность и умение принимать решения в нужный момент — это важное качество для руководителей.
Третье — результативность или продуктивность. Собственники ждут от CEO результата. К сожалению (по их словам), среди топ-менеджеров бывают люди, которые могут объяснить, почему не получилось, но мало таких людей, кто может дать результат — несмотря ни на что. Умение пообещать и сделать дорогого стоит. Все строится малыми шагами, и когда собственники видят, что все, что им пообещали, выполняется, то такой тандем никогда не развалится. Все ценят дела больше, чем слова.
И четвертое качество — успешность, подтвержденная не просто мнением самого человека о себе, но какими-то конкретными делами на рынке. Нашему управленческому бизнесу от силы 10 лет от роду, все это молодые люди. И многие успешные управленцы имеют за своими плечами только опыт работы в одной команде, одной компании, что не всегда гарантирует, что в другой компании ты тоже будешь успешен. И сложно определить, успешен ли человек в этой компании потому, что это он такой, что благодаря ему пришел успех, или это из-за компании, из-за удачной и успешной системы. А ведь тогда успех не благодаря ему, а, возможно, даже вопреки ему. И этот фактор сложно вычленить, а когда у управленца есть опыт в 2-3-4 компаниях, и он может показать, что у него был успех здесь, здесь и здесь, — это то, чего хотят собственники, но такого крайне мало. Нет еще той базы. Когда у топ-менеджера есть два успешных проекта по 5 лет, которые он может выложить на стол, то за него готовы платить намного больше, чем за того, кто сидит на одном месте и всю жизнь работал в одной компании.

23.11.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА