Агросектор: потенциал для роста

 

s--_ksb_cover_669

В период консолидации рынка конкурентное преимущество будут иметь компании с правильной структурой активов и инвестиционной стратегией, которые используют гибкую операционную модель и применяют новейшие информационные технологии. Чтобы воспользоваться огромными возможностями, появляющимися благодаря увеличению мирового спроса на качественную сельскохозяйственную продукцию, агрокомпании должны также применять более эффективные методы управления бизнесом. Эксперты компании Ernst&Young систематизировали актуальные рыночные тенденции и подготовили отраслевой обзор, который поможет руководителям в принятии правильных решений.

Растениеводство

В Украине сосредоточена большая часть мировых черноземов. На нашу страну приходится более 20% пахотных земель Европы. Континентальный климат и достаточное количество осадков (кроме юга Украины) позволяют добиться высокой урожайности большинства культур.

Основными группами культур, которые выращиваются в Украине, являются зерновые и зернобобовые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, овощи. Наибольшую долю в производстве занимают зерновые с темпом роста в 36% к 2012 году. Наихудшую динамику демонстрирует сахарная свекла, что объясняется падением производства сахара в Украине. Самой важной зерновой культурой растениеводства является пшеница мягких сортов. Согласно отчету USDA, производство пшеницы в 2013/2014 маркетинговом году планируется на уровне 22 млн тонн, что означает 40% роста к предыдущему маркетинговому периоду.

В Украине производится значительно больше агропродукции, чем требуется для внутреннего потребления. Таким образом, при производстве зерновых и масличных на уровне 48 и 56 млн тонн соответственно потребление составляет лишь немногим более 20 млн тонн. Наша страна — лидер по поставкам подсолнечного масла и ячменя и входит в десятку крупнейших производителей по объемам экспорта пшеницы. Несмотря на вводимые ограничения на вывоз зерновых, экспортеры стремительно наращивают продажи. В 2013 году экспорт зерновых культур составил $6,4 млрд, что занимает более 10% в общей структуре экспорта страны.

 

При   средней   урожайности,   например, пшеницы на уровне 2,5 тонн/га, при европейской норме в 6 тонн/га, страна имеет значительный потенциал роста продуктивности в отрасли. При условии максимально эффективного использования земельных ресурсов, инвестиций в агросектор, оптимизации затрат на производство с/х продукции Украина может повысить валовые сборы до более 100 млн тонн в год с нынешних 40-60 млн тонн и занять ведущую позицию по производству зерновых в мире.

На территории Украины действуют более 42,5 тыс. агропредприятий разного типа. Так, 57% всех пахотных земель обрабатывают частные фермерские предприятия со средней площадью земли 1900 га. В то же время в последние годы продолжалась тенденция по консолидации и укрупнению агрохозяйств. Агрохолдинги обрабатывают 16% земель при средней площади земли на агрохолдинг в 75 000 га. Более 80% арендных контрактов подписаны на срок от 4 до 10 лет при средней стоимости аренды земли 563 грн/га.

Большинство мелких производителей продукции растениеводства были созданы на базе бывших колхозов с площадью земли 2000-5000 га. Новые крупные компании агробизнеса формируются путем слияния и консолидации мелких производителей и их земельных банков. Таким образом, формируются крупные наделы в 20-50 тыс. га в соседних регионах страны. Разрозненный земельный банк создает возможности для инвестиционной деятельности в этом направлении, слияния и поглощения небольших игроков и появления новых мощных фигур агрорынка.

Интерес к рынку со стороны иностранных инвесторов. В листинге Варшавской фондовой биржи агросектор Украины представлен пятью компаниями, которые привлекли ресурсы для дальнейшего развития, в том числе и путем консолидации земельных площадей. Данный процесс был также обусловлен разницей в рыночной цене приобретаемой земли и оценкой земли при публичном размещении акций компании. Так, если приобретаемая земля (переуступка прав аренды) обходилась собственникам в 500-800 $/га, то стоимость земли публичной компании колеблется от 1500 $/га до 3000 $/га. В то же время доступ к публичному рынку финансов и привлечению инвестиций имеют в основном крупные игроки, а мелкие довольствуются кредитным ресурсом и собственным капиталом акционеров.

Поскольку в последнее время рынок публичных размещений компаний агросектора Украины явно достиг первичного насыщения, дальнейшее развитие средних предприятий усложняется и подводит многих собственников к решению о продаже бизнеса. Этому способствует также недоступность локального кредитного ресурса. Крупные игроки рынка в 2012-2013 годах привлекли более $1,5 млрд от выпуска евробондов с купоном от 8,25% до 10,88%. Также отечественные аграрии получили финансирование в размере $660 млн в синдицированном кредитовании.

Рентабельность компаний агросектора находится на высоком уровне, что делает данный бизнес очень привлекательным для инвестора. В среднем публичные отечественные компании агросектора торгуются сегодня в 6,6х показателя EV/EBITDA.

Отраслевой кейс

ПРОДАЖА STIOMI HOLDING ГРУППЕ КОМПАНИЙ KERNEL В 2012 г.

До продажи Stiomi Holding был одним из крупнейших агрохолдингов страны, занимающихся растениеводством, производством муки, экспортными операциями и выпечкой хлеба.

Земельный банк составлял 80 000 га. Основные культуры: пшеница, соя, кукуруза.

Компания управляла двумя элеваторами общей мощностью хранения в 150 тыс. тонн зерновых.

EY, как эксклюзивный советник в сделке по продаже 100% Stiomi Holding группе компаний Kernel, структурировал и провел сделку, включая договоренности об условиях сделки, обеспечение интересов продавца при подготовке договора купли-продажи и заключении сделки.

Несмотря на юридические и процедурные сложности, сделка была заключена в рекордно короткие сроки после выбора Kernel финальным покупателем.

После приобретения холдинга Kernel занимает первое место по элеваторным мощностям, с объемом хранения в 2,5 млн тонн зерновых. С учетом земельного банка приобретенного холдинга Kernel обрабатывает более чем 400 тыс. га плодородных черноземов в центральном и западном регионах страны.

Высокая маржа формируется благодаря выстроенной цепочке вертикальной интеграции в агропроизводстве. Хорошие показатели демонстрирует и маржинальная доходность агробизнеса. EBITDA маржа агрокомпаний достигает 20-40% при европейском показателе в 20-25%, что в основном продиктовано низкими производственными затратами и дешевым трудовым ресурсом.

Еще одним существенным преимуществом агробизнеса в Украине является отсутствие специального лицензирования на экспорт с/х продукции, а также льготный режим налогообложения по налогу на прибыль, НДС и налогов на фонд заработной платы.

Украина уверенно движется в направлении открытого рынка с/х земли. Ожидается, что мораторий на продажу земель сельхозназначения будет снят в ближайшие три-четыре года. В результате рынок земли будет переведен в инвестиционную плоскость. Появится возможность использовать землю как финансовый инструмент для привлечения ресурсов в развитие агрохозяйств, что создаст новую волну инвестиционной привлекательности агробизнеса в Украине. Ожидается повышенный интерес к сектору со стороны мультинациональных корпораций и рост оценочной стоимости агрокомпаний страны. В такой ситуации ранние сделки в отрасли будут наиболее выгодными для инвесторов.

В апреле 2014 года вступило в силу решение ЕС об одностороннем снижении таможенных пошлин на украинские товары. В частности, планируется в одностороннем порядке уменьшать или устранять пошлины на товары, произведенные в Украине. Ожидается, что украинские экспортеры сэкономят на снижении тарифов около 487 млн евро ежегодно. При этом украинский агросектор получит наибольшие преимущества от снижения ввозных пошлин: 330 млн евро для сельскохозяйственной продукции и 53 млн евро для переработанной сельхозпродукции.

Современные технологии и возможности переработки продукции агросектора создают новые возможности и перспективы в развитии растениеводства. Ниже в таблице приведены основные направления роста отрасли, а также оценочное влияние на ВВП страны.

Животноводство

Животноводство является вторым по значимости сегментом агросектора Украины. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства за 2013 год доля продукции животноводства составила 30,6%, продемонстрировав рост на 4,8% по сравнению с 2012 годом. 

В структуре производства продукции животноводства доминирует выращивание скота и птицы, а также производство молока.

Средний объем потребления мяса в Украине на душу населения за период 2006-2010 годов составил 38 кг и значительно отстает от аналогичного показателя в странах ЕС (65 кг на душу населения в среднем). Таким образом, потребление мяса в Украине имеет потенциал для дальнейшего роста.

Животноводство в основном представлено домохозяйствами, которые вырабатывают более половины продукции (56,6% в 2013 г.). Увеличение производства животноводства по сравнению с 2012 годом наблюдалось в 19 районах страны. Наибольший прирост продукции был получен в Винницкой (+35,5%), Херсонской (+19,6%) и Хмельницкой (+12,2%) областях.

Значительная часть поголовья скота и птицы сосредоточена в домохозяйствах. На начало 2014 года они содержали 68,3% поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе 77,5% коров, 51% свиней, 85,7% овец и коз и 42,6% птицы всех видов.

Поголовье КРС сокращается на протяжении последних десяти лет и достигло 4534 тыс. голов на 1 января 2014 года, что на 2,4% меньше, чем в прошлом году. В сельхозпредприятиях поголовье сократилось на 4,6%, в то время как в домохозяйствах — на 1,4%. Поголовье коров в 2013 году сократилось на 45,5 тыс. голов (-1,8%). Поголовье свиней увеличилось на 4,6% и достигло 7922,2 тыс. голов к концу года. Увеличение было обеспечено в большей степени аграрными предприятиями.

Поголовье птицы увеличивается с каждым годом. Общее поголовье птицы всех видов выросло на 7,6% за 2013 год — до 230,3 млн голов. В структуре поголовья птицы более 80% составляют куры и петухи.

Поголовье овец и коз уменьшилось на 0,2% в 2013 году вследствие уменьшения стада в аграрных предприятиях, в то время как поголовье домохозяйств незначительно выросло.

Производство говядины и телятины в Украине демонстрирует тенденцию к снижению на протяжении исследуемого периода за исключением 2013 года. Наблюдается уменьшение спроса на говядину со стороны мясоперерабатывающих предприятий в связи со сменой рецептуры колбас, при которой говядину заменяют мясом птицы и субпродуктами.

Покупатели также отдают предпочтение более дешевому мясу, в частности, мясу индейки и курицы. В среднесрочной перспективе ожидается продолжение тенденции к снижению потребления и производства говядины и телятины в связи с переориентацией потребителей и производителей на более дешевые заменители.

Рынок свинины является дефицитным, поэтому на протяжении последних лет увеличивается объем импорта свинины, который вырос более чем в 100 раз с 2000-го по 2013 год. После кризисного 2008 года производство свинины увеличивалось со средним ежегодным темпом прироста CAGR = 4,9% и составило 748,3 тыс. тонн в 2014 году.

Сектор птицеводства является наиболее развитым и современным в украинском животноводстве. Производство мяса птицы увеличивается ежегодно. Событием прошлого года являлось получение разрешения на экспорт мяса птицы в страны ЕС, что должно расширить возможности украинских производителей. В июле 2013 года четыре производителя получили разрешение на экспорт, и в октябре 2013-го МХП поставил первые 448 тонн курятины. На данный момент для Украины выделены квоты на беспошлинные поставки 36 тыс. тонн курятины начиная с мая 2014 года.

Украина — крупный игрок на мировом рынке продуктов животноводства, в частности, мяса и мясопродуктов. В 2000 году страна входила в топ мировых лидеров по производству и экспорту говядины. За период 2000-2013 годов Украину вытеснили новые производители, в частности Пакистан, а также экспортеры — Парагвай и Мексика. Также снижению экспорта говядины способствовала нестабильность поставок в Россию вследствие запретов на импорт, связанных с несоответствием санитарным нормам. В 2013 году Украина была на 9-й позиции в топ-10 экспортеров мяса птицы в мире, потеснив Польшу и Венгрию. При этом страна заняла 9-е место в мире по импорту свинины в 2013 году.

Несмотря на уменьшение поголовья дойных коров, производство молока на протяжении 2009-2013 годов оставалось на уровне около 11 100 тыс. тонн в год. Основой увеличения надоев является углубление селекционно-племенной работы и использование более сбалансированных кормов. Наиболее высокие показатели продуктивности на одну корову зафиксированы на предприятиях Киевской (5986 кг), Черкасской (5664 кг) и Полтавской (5653 кг) областей. Потребление молока в Украине довольно стабильно на протяжении четырех лет и составляет около 5500 тыс. тонн в год, в то время как экспорт и импорт молока незначительны.

Перспективы развития животноводства

В ближайшей перспективе наибольший рост ожидается в сегменте мяса птицы ввиду сравнительно низкой себестоимости производства курятины по сравнению с другим мясом. Также этому будет способствовать доступ к европейским рынкам, на которые украинские производители мяса птицы впервые вышли в 2013 году. Отрасль характеризуется высокой концентрацией (топ-4 компании производят более 75%), а также замедлением роста внутреннего потребления. Поэтому производители птицы, вероятно, сосредоточатся на экспорте. 

Сегмент свинины выглядит более привлекательным, чем сегмент мяса птицы, с точки зрения возможностей для дальнейшего роста благодаря меньшей концентрации рынка и высокой доле импорта. Тем не менее свинина — более дорогой продукт, чем курятина, и рост потребления, вероятно, замедлится вследствие снижения покупательной способности населения. Помимо этого, производственный цикл свинины более длительный, чем производственный цикл курятины, и экспорт свинины в ЕС пока невозможен.

Мы ожидаем продолжения тенденции по снижению потребления и производства говядины и телятины в связи со снижением покупательной способности населения и переориентацией на более дешевые заменители. Высоким потенциалом в Украине обладает рынок мяса индейки, которая относится одновременно к мясу птицы и к «красному мясу» и является заменителем говядины.

Украинский экспорт молочных продуктов зависим от России. В связи с текущим конфликтом закрытие рынка этой страны может негативно сказаться на динамике цен и объемах производства молока.

 

Как повысить эффективность  компаний агросектора Украины?

В условиях высокой конкуренции компаниям агросектора необходимо по максимуму использовать потенциал для развития, трансформируя операционную модель в соответствии с вызовами рынка. Предлагаем вашему вниманию обзор ключевых факторов, влияющих на эффективность агрокомпаний, а также методов их использования для получения конкурентного преимущества.

Операционная модель компании должна соответствовать ее бизнес-модели, а также обеспечивать баланс между организационной структурой, бизнес-процессами, ключевыми показателями эффективности (КПЭ), системами ІТ и персоналом. Только органичность и сбалансированность модели позволяют создать условия для долгосрочного успеха.

Согласно методологии EY, компанию можно рассматривать как целостную систему, состоящую из шести подсистем:

  1. Направление бизнеса: стратегическое направление деятельности компании, бизнес-модель, спектр продукции и т.д.
  2. Продукты и конкуренция: позиционирование на рынке, сегментация продукции, ключевые преимущества по отношению к конкурентам.
  3. Бизнес-процессы: оценка эффективности бизнес-процессов как взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.
  4. Управленческий учет и КПЭ: система выявления, измерения, сбора, накопления, интерпретации, подготовки и предоставления информации, важной для принятия управленческих решений; ключевые показатели эффективности как инструмент повышения контроля и управляемости компании.
  5. Системы ІТ с точки зрения:
    а.поддерживающей функции (информационные потоки, корректное накопление информации для последующего формирования управленческой отчетности), обеспечения  безопасности;
    b.автоматизации бизнес-процессов, повышения эффективности деятельности.
  6. Численность и квалификация персонала: штат сотрудников, техническое оснащение рабочего места и прочие функции, исходя из пяти вышеперечисленных показателей.

 

Поскольку первый раздел данного обзора посвящен рынку и внешним факторам, влияющим на позиционирование, здесь мы рассмотрим внутренние процессы в рамках операционной модели агрохолдинга.

Ключевым вопросом к оптимальности структуры агрохолдинга является вертикальная интеграция, которая должна обеспечивать цепочку создания стоимости и снижение рыночных (ценовых) рисков (как показано на рисунке).

С помощью моделирования бизнес-процессов можно не только проанализировать существующую структуру агрохолдинга, но и детально проработать его новую архитектуру. Так, благодаря упрощенному представлению реальных бизнес-процессов в виде модели можно достичь таких целей:

  • Усовершенствование бизнес-процессов благодаря разработке сценариев и симуляции.
  • Ликвидация бизнес-процессов, которые не добавляют ценность.
  • Ликвидация дублирующих функций/процессов/ролей/должностей.
  • Создание основы для оценивания и контроля эффективности бизнес-процессов.
  • Стандартизация деятельности.
  • Обеспечение накопления и передачи знаний/тиражирования бизнес-процессов.
  • Упрощение процесса обучения и снижение длительности подготовки новых сотрудников.

Численность и квалификация персонала есть следствием построения модели управления. Соответственно, по итогам моделирования необходимо провести перерасчет численности персонала, а также создать профили должностей, четкие должностные инструкции и оценки.

Качественная система управленческого учета и КПЭ должна обеспечивать руководство важной информацией для управления на всех уровнях. Важным аспектом является привязка КПЭ к организационной структуре агрохолдинга, что позволит повысить контроль и управляемость компании, а также установить прозрачную и справедливую систему оплаты труда и мотивации персонала. Для этого необходимо произвести:

  • Анализ существующей модели себестоимости, распределения затрат и доходов.
  • Формализацию принципов учета, распределения затрат и доходов в разрезе необходимых аналитик.
  • Формирование управленческой отчетности, которая будет максимально прозрачно отражать доходы и затраты.

Система ІТ должна обеспечить оперативность получения нужной информации и ее накопление, а также повысить эффективность деятельности за счет автоматизации бизнес-процессов. Ключевой фактор успеха автоматизации системы управления эффективностью — создание единого источника данных, максимально удобного для функциональных групп пользователей и интегрированного в единую среду холдинга. Для этих целей необходимо:

  • Использование единых систем и стандартов всеми подразделениями агрохолдинга.
  • Минимизация «ручного труда» по сбору, расчету и анализу данных.
  • Эффективная интеграция систем ІТ в случае использования разных приложений.
  • Использование автоматизированных отчетных форм.

Телеком и ІТ-технологии являются важной составляющей  непрерывности  бизнес-процессов. Использование единых технологий способствует контролю внутренних рисков, влияющих на производительность (таких как перерасход топлива или потеря семян), а также помогает в оперативном управлении предприятиями холдинга:

  • Внедрение автоматизации, учета аграрной деятельности, электронного документооборота за счет объединения предприятий в корпоративную сеть с помощью каналов интернет и VPN по всей территории Украины.
  • Хранение больших объемов данных при минимальных капитальных затратах в центре обработки данных.
  • Повышение качества и контроль принимаемых решений за счет онлайн-доступа к информационной системе предприятия и специализированным ресурсам через мобильные устройства; оперативное решение рабочих вопросов на видеоконференциях.
  • Внедрение точного земледелия и безопасная передача данных обеспечиваются за счет корпоративных GPRS-сетей и выделения индивидуальной точки доступа.
  • Контроль над эффективностью расхода топлива и управление парком дорогостоящей техники можно производить с помощью M2M-телеметрии и корпоративной системы навигации.

 

18.07.2014
PDF
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА