Антивирусное ослабление

Украинскими антивирусами пользуется всего 1% юзеров. Хотя российские производители сдают позиции, а их место занимают западные компании, 70% пользователей по-прежнему предпочитают Kaspersky Lab и DrWeb.
Рынок украинского антивирусного программного обеспечения падает третий год. По данным аналитической компании IDC, в 2015 году он сократился на 34%, до $4,5 млн, в сравнении с $6,33 млн двумя годами ранее. При этом максимум продаж антивирусов был зафиксирован в 2012 году – $8,7 млн.
Тенденция падения продолжается и в 2016-м. Эксперты пока не видят возможности для восстановления рынка, но говорить о затишье не приходится: внутри происходит активное перераспределение долей западных, российских и украинских продуктов.

Президентский тренд

Перестановки в антивирусном сегменте начались 16 сентября 2015 года, когда президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против Российской Федерации, которым, в частности, запретил госсектору использовать антивирусное ПО двух крупных российских компаний – Kaspersky Lab и DrWeb. Занять освободившиеся ниши поспешили западные конкуренты.
По данным IDC, до 2015 года Kaspersky Lab лидировал по продажам на украинском рынке, но его доля сокращается – с 57% в 2013-м до 29% в 2015-м, и к концу 2016 года упадет еще на несколько процентов.
В то же время словацкая компания ESET (разработчик антивируса NOD32) и американская Symantec (разработчик Norton) расширяют свое присутствие. Так, доля в структуре продаж ESET в 2015 году выросла с 15% до 28%, а Symantec – с 4% до 8%. Основной их потребитель – корпоративный сектор. Крупный бизнес предпочитает продукты ESET, Symantec, McAfee и Trend Micro, при этом спрос на платные антивирусы в этом секторе просел незначительно – на 5-10%.
Тем не менее российские компании продолжают лидировать в разных потребительских сегментах. По данным опроса супермаркета лицензионного ПО Softkey.ua, почти 60% представителей МСБ продолжают пользоваться продуктами «Лаборатории Касперского», 12% – ESET, 11% – DrWeb. Российские антивирусы лидируют и в домашнем сегменте: 70% пользователей отдают предпочтение Kaspersky Lab и DrWeb, 9% – ESET и 7,5% – чешскому Avast.
Директор Softkey.ua Анна Боднарчук отмечает, что при выборе антивирусного продукта потребитель руководствуется двумя факторами: брендом и ценой.

IMG_0056Львиная доля антивирусов – импорт, изменение курса гривны отражается на их стоимости. Производители всячески стараются удержать потребителя. Например, российский DrWeb в 2014 году зафиксировал цены в гривне для локального рынка, и в 2015-2016 гг. их антивирус подорожал всего на 15-20%, в то время как программные продукты других компаний выросли в более чем три раза. В целом же, по данным Softkey.ua, в 2016 году домашние пользователи выбирают бесплатную защиту от AVIRA и Bitdefender и готовы платить за программные продукты Kaspersky Lab и Symantec.
Анна Боднарчук отмечает, что основная битва российских, зарубежных и украинских разработчиков ПО происходит в госсекторе. Те госкомпании, которые отказались от российских антивирусов, в основном выбирают защиту от ESET или Symantec. Хотя многие продолжают пользоваться действующими российскими лицензиями на антивирусы.

Украинские «киберсамородки»

Виталий Бондарь, руководитель отдела по работе с партнерами украинской антивирусной компании «Лаборатория Zillya!», также отметил, что освободившиеся от российского продукта ниши в госсекторе заняли иностранные компании. В то же время он подчеркнул, что определенная доля спроса досталась и украинскому продукту – порядка 10% от всей антивирусной продукции Zillya! приходится на частных пользователей и госучреждения, и в 2017 году она может вырасти до 30%.
Далеко не все украинские разработчики ПО могут похвастаться повышенным спросом среди госсектора. В Softkey.ua затруднились назвать количество продуктов отечественного антивирусного ПО, но отметили, что такое положение вещей связано с рядом причин, начиная от технологических и заканчивая провалами в маркетинге и экономической ситуацией в стране. В целом же доля украинских антивирусов оценивается в 1-2%.
Для какого же рынка работают украинские производители антивирусов? Совладелец компании Gridinsoft Дмитрий Гридин отмечает, что в Украине больше пяти разработчиков антивирусов, но свои продукты они зачастую продают зарубежным компаниям. У Gridinsoft 90% клиентов – нерезиденты Украины, а продвигать свои решения на территории Украины компания начала только в 2016 году. Гридин считает, что не стоит выделять антивирусное ПО украинских производителей в отдельную группу. «Качество конкретного продукта зависит в большей степени от навыков и работоспособности разработчиков, а не от страны его происхождения», – отмечает эксперт.
Для компании Zillya! разработка антивируса для Украины тоже является больше патриотической составляющей. Технический директор компании Олег Сыч отмечает, что основная статья доходов Zillya!находится не в Украине. «То, что продукт продается здесь, – в большей мере наше желание, чтобы нами гордились на родине, ведь вести софтверный бизнес в Украине очень непросто», – подчеркивает предприниматель.

Дорогая защита

Что же касается долевого разделения рынка платных и бесплатных антивирусов, эксперты затрудняются назвать точные показатели. Это обусловлено тем, что существуют условно-бесплатные решения, или антивирусы, у которых существует как бесплатная, так и платная версии. Стоит учитывать и особенности украинского рынка пиратского программного обеспечения. Согласно данным исследования международной ассоциации BSA, в 2015 году 82% ПО, установленного на украинских компьютерах, было нелицензионным. Но эксперты отмечают, что из-за отказа от российского продукта бесплатный иностранный сегмент увеличился на 20-30% в 2015-м и в текущем году также продолжит расти.

IMG_0055
Производители платного ПО балансируют между необходимостью приравнивать стоимость продукта с курсовыми колебаниями и желанием сохранить существующих и привлечь новых клиентов. В среднем домашние антивирусы за 2014-2016 гг. подорожали почти в 2 раза, корпоративные решения – в 2,5. Средняя стоимость лицензии топ-компаний производителей антивирусного ПО – 700 грн для двух ПК. Для малых корпоративных клиентов цена стартует от 575 грн/ПК, а с ростом количества подключенных пользователей снижается.
Есть несколько подходов к формированию цены. Некоторые компании, как DrWeb, привязывают стоимость к локальной валюте. В ESET подорожание прошло в несколько этапов. Другие работают по коммерческому курсу, и стоимость продукта растет пропорционально колебаниям курса национальной валюты. Такой политики придерживается большинство западных разработчиков, например, Symantec и TrendMicro.
Кроме того, некоторые компании для удержания старых и привлечения новых клиентов делают специальные скидки, к примеру, 30% на продукты b2c для локального рынка от Kaspersky Lab. Также производители учитывают ситуацию на локальных рынках и сезонный спрос, поэтому периодически анонсируют для потребителей акции со скидкой10-30%.
Еще один способ – подписки. Пользователи платят фиксированную сумму в месяц, но при этом, как правило, в пакете получают дополнительные услуги – файрволлы, антифишинговые системы. Это превращает антивирус в комплексный продукт и одновременно позволяет сэкономить средства.

Перспективы антивирусной Украины

Разработчики отмечают тенденцию к тому, что украинцы стали уделять больше внимания кибербезопасности. Совладелец Gridinsoft считает, что соотечественникам нитересны способы защиты личных данных и контроль чистоты информации, которую получают дети. Он прогнозирует, что в 2017 году фокус развития антивирусных продуктов будет постепенно смещаться в сторону защиты данных от шпионского ПО и шифровальщиков-вымогателей. В Zillya! предполагают, что увеличится спрос на антивирусы в госсекторе и секторе мобильных устройств, а в Softkey.ua не исключают, что украинский рынок ждет бум развития антивирусных решений для облачных технологий.
Аналитики IDC и Softkey.ua подчеркивают, что в 2017 году ожидать резкого роста отечественного антивирусного рынка не приходится. В следующем году спад рынка продолжится по причине колебаний курса валют, политической и экономической нестабильности. Однако в ближайшей перспективе рынок должен вернуться к показателям 2014 года в долларовом эквиваленте.

19.12.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА