Art-предприниматели

Опыт монетизации арт-пространства
Заявок на участие в каждом мероприятии «Арт-завода Платформа» приходит около 400, а отбирают только 80

Все чаще в Киеве можно услышать об организации очередного арт-кластера на территории заброшенного завода. Предприимчивые украинцы берутся за ревитализацию старых зданий и промышленных сооружений. И создают на их территории творческие пространства, в которых проводят различные культурные и бизнес-мероприятия. К тому же на территории арт-кластеров могут быть расположены мастерские художников, скульпторов, дизайнеров, шоу-румы, бары, некоторые помещения сдают под офисы.

Об опыте монетизации арт-пространства, первоначально задуманного как маркетинговый ход для поддержки другого бизнес-проекта, рассказала Наталья Пирак, руководитель отдела маркетинга «Арт-завода Платформа».

Освоение заброшенных пространств

За последние несколько лет в Киеве уже появилось несколько арт-кластеров: завод на Выдубичах, Малая опера, Closer, ВДНХ. Иногда подобные культурные проекты могут стать хорошим маркетинговым ходом для поддержки бизнеса. Например, таким проектом для ЦТ «Дарынок» стал «Арт-завод Платформа», расположенный на территории заброшенного еще в 1990 году Дарницкого шелкового комбината. Территория площадью в 65 тыс. кв. м в течение 30 лет практически не использовалась. Только некоторые здания сдавались под склады.

resize2

Идея создания арт-кластера принадлежала владельцу ЦТ «Дарынок». «Он много путешествует по миру и идею привез из Лондона, это родина подобных культурных проектов. Кажется, в Лондоне уже не осталось брошенных заводов», — рассказала Наталья Пирак, руководитель отдела маркетинга «Арт-завода Платформа». Так начали ревитализацию промышленной территории, прилегающей к ЦТ «Дарынок». Пригласили уличных художников, они украсили стены заброшенных цехов, привели в порядок их извне. Укрепили там, где это было необходимо. Убрали территорию. Подвели канализацию.

Маркетинговый ход

Год назад этот проект стал ярким маркетинговым ходом. Покупательная способность населения стремительно снизилась, и нужно было как-то поощрять покупателей ТЦ «Дарынок». Поэтому вполне логичным оказалось провести сначала на «Арт-заводе Платформа» фестиваль Ulichnaya Eda.

«Это базовая человеческая потребность, ведь ни смотря ни на что люди будут есть. Расчет оказался верным. Сегодня, если брать во внимание количество посетителей, фестиваль уличной еды на «Платформе» — самый масштабный в Европе. 13 тыс. человек в день — и это в июле, когда в Киеве не так много людей. И дело здесь не только во вкусности. Зо самой едой на фестиваль не придут и не останутся на 5-6 часов. Нужны интересные мероприятия в рамках самого фестиваля», — объясняет Наталья.

Смысл арт-кластеров в том, чтобы, не нарушая инфраструктуру, облагородить ее, сделать удобной для жизни и работы

Все культурные мероприятия, которые проводятся в арт-кластере, должны быть максимально разнообразными, чтобы посетители присутствовали на них более двух часов. Поэтому, формат каждого мероприятия тщательно обсуждается. Например, на фестивале современного искусства устраивали соревнования уличных художников, были различные экстремальные зрелища, такие как прыжки на велосипедах, мотоциклах. На отдельных закрытых и открытых сценах киевские театры давали представления. «Когда есть разные форматы развлечений, посетители остаются на весь день, — объясняет менеджер по маркетингу «Арт-завода Платформа». — К тому же, этот фестиваль помог нам охватить большую нишу — уличное искусство». К концу года команда обещает создать своей территории резиденцию для 20 западных и украинских скульпторов и художников. «Месяц они будут создавать свои шедевры. А потом устроим выставку», — говорит Наталья Пирак. По ее мнению, это довольно эффективный маркетинговый ход, который привлекает на территорию арт-кластера людей. А учитывая то, что «Арт-завод Платформа» граничит с ЦТ «Дарынок», так или иначе все посетители культурных мероприятий проходят по центру торговли. Таким образом увеличивается трафик и посещаемость.

resize1

Самостоятельный бизнес

Есть планы сделать «Арт-завод Платформа» еще и прибыльным бизнес-проектом. Для этого планируется объединить на территории арт-кластера творческих предпринимателей. Основной акцент будет сделан на дизайнеров. Им планируют сдавать в аренду помещения под шоу-румы и мастерские. «Покупатель хочет сейчас не просто прийти и купить товар, ему еще интересно посмотреть, как его создают», — говорит Наталья. Часть помещений сдадут под офисы, магазинчики и кафе. Цены за аренду обещают поставить ниже рыночных. Некоторым предпринимателям обещают предоставлять арендные каникулы. «Людям нужно сначала дать возможность заработать и стать прибыльными. Мы это понимаем. Только так можно начать развивать креативную экономику. А ведь в Украине есть большой творческий потенциал, — рассуждает менеджер по маркетингу. Таким образом, работа арт-кластера не только облагораживает неприглядные и заброшенные промышленные зоны, но и способствует консолидации определенного культурного сообщества, запускает креативную экономику страны.

13 тыс. Человек — дневное количество посетителей фестиваля уличной еды на «Арт-заводе Платформа»

«Творческий кластер» (creative cluster) — это сообщество творчески ориентованных предпринимателей, взаимодействующих на замкнутой территории. Заброшенный завод — идеальное место проживания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглосуточно время важнее бытовой комфорт. Такие места нужны не только для работы, но и для жизни, общения и генерирования общих идей», — Саймон Эванс, куратор программы ЮНЕСКО Creative Cities.

Мировые арт-примеры

Законодателями моды на арт-кластеры и отделки заброшенных промышленных предприятий стали британцы. Сразу вспоминается музей Tate в Лондоне. В 1981 году на южном берегу Темзы из-за нерентабельности была закрыта мазутная электростанция. И с 2000 года территорию бывшего предприятия начали развивать как арт-кластер, который сейчас считается самым масштабным в Европе. А турбинный зал бывшей электростанции (160 метров в длину и высотой в 10 этажей) — самое огромное выставочное помещение города. Посетителей в нем поражали разнообразнейшими экспозициями: и гигантским искусственным солнцем, и многоэтажными половыми органами, и фарфоровым семенами подсолнечника, рассыпанным по всему полу.

Еще один интересный арт-кластер — известный нью-йоркский район Сохо. После упадка текстильного производства в 1950 году это было довольно депрессивное место. Но радикальные художники и галеристы начали арендовать за небольшие деньги на территории 30-гектарного района огромные помещения с высокими потолками. А в 1990-х состоятельные бизнесмены сделали Сохо модным и подняли цены на недвижимость.

30.09.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА