Беспилотный бизнес

Создание рынка с нуля
Такого уровня промышленной эксплуатации дронов, как в практике Drone.ua на нескольких предприятиях – по 10 вылетов в день, 100-500 вылетов на сезон, нет нигде в мире.
Валерий Яковенко
сооснователь Drone.ua

Квадрокоптеры и дроны в понимании большинства – дорогая игрушка для съемки фото и видео с высоты птичьего полета. По мнению соучредителя Drone.ua Валерия Яковенко, у новой технологии хорошие бизнес-возможности, поэтому его компания с нуля создает рынок промышленного использования беспилотных аппаратов в Украине.

Информационные технологии и аграрный рынок – одни из немногих направлений хозяйственной деятельности, которые продолжают развиваться и во время кризиса. Бизнес Валерия Яковенко и его партнера Февзи Аметова – компания Drone.ua – максимально использует потенциал этих двух отраслей.

Drone.ua – первый и пока единственный отечественный системный интегратор беспилотных технологий. Компания предоставляет услуги фото- и видеосъемки с высоты в промышленных целях. Основные отрасли, где востребованы «продукты» Drone.ua, связаны с сельским хозяйством, добывающей промышленностью, энергетикой, нефтегазовой промышленностью, геодезией и топографией. Деятельность компании охватывает все регионы Украины, кроме востока. Лидерами по интеграции беспилотных технологий в свою деятельность являются аграрные предприятия Винницкой области.

Первые шаги по запуску проекта предприниматели сделали в августе 2013 года, продавать свои услуги компания начала в феврале 2014-го.

БЕСПИЛОТНЫЙ-БИЗНЕС_1

Направления

Бизнес компании сконцентрирован на трех направлениях. Первый из них развивается непосредственно под брендом Drone.ua и предлагает предпринимателям комплексные решения: собственно сам беспилотник и интеграцию его возможностей в бизнес заказчика. В аграрном секторе – это оперативный мониторинг посевов, составление карт полей и проч. На это может потребоваться несколько недель или даже месяцев. Такой сервис, по мнению предпринимателя, – серьезное конкурентное преимущество.

Второе направление бизнеса Drone.ua – проект DigiFly, который предусматривает решение разовых бизнес-задач клиентов при помощи летательных аппаратов.

Третий вектор развития — Mapper.Drone.ua — предоставление компаниям услуг по обработке полученных данных, даже если они не с беспилотников Drone.ua. Это важно, ведь не каждый аграрий сразу разберется, что именно означают фото полей, а обработка таких данных – процесс сложный и требует наличия дорогостоящего программного обеспечения и навыков работы с ним.

Клиенты

«Большую часть клиентского портфеля Drone.ua составляют агропредприятия – от крупных холдингов до небольших частных компаний», – рассказывает Валерий Яковенко. Одним из первых клиентов компании стал винницкий холдинг «Агропродинвест» – крупное аграрное предприятие с земельным банком более 100 тыс. га. Специалисты Drone.ua провели комплексную интеграцию беспилотных решений в этот бизнес. Результат сотрудничества – отдельное направление в «Агропродинвесте» с собственным штатом операторов беспилотных платформ, которые проводят оперативный мониторинг посевов, оценивают вегетационные индексы, составляют карты полей.

$1500 стоит покрытие беспилотником 3000 га

Клиентами компании являются ведущие агропромхолдинги «Астарта-Киев», «Кернел Групп», производители сельскохозяйственной техники BAT Group, CLAAS, семян и пестицидов – Syngenta, девелоперская компания UDP. «Наши услуги востребованы компаниями, которые исчерпали стандартные методы повышения эффективности бизнеса и готовы использовать креативные», – делится Яковенко.

БЕСПИЛОТНЫЙ-БИЗНЕС_2

Сложности рынка

Каждая компания, которая выводит не имеющий аналогов продукт, сталкивается с главной проблемой – отсутствием сформированного рынка. Не стал исключением и Drone.ua. «Люди не готовы платить за услугу, которую не понимают. Если бы мы продавали самый жирный йогурт по самой низкой цене, вопросы бы не возникали. А пока ни участники тендерных комитетов, ни владельцы компаний вообще не понимают, как бизнес может использовать беспилотники. Поэтому мы вынуждены демонстрировать их пользу на практике. На это уходит много времени, к тому же на демонстрационных полетах мы ничего не зарабатываем», – жалуется предприниматель.

Сейчас в компании активно занимаются развитием партнерской и дилерской сети.

Зарубежные полеты

Валерий Яковенко считает зарубежные рынки интересными для развития его бизнеса. Но у компании появились сдерживающие факторы. Прежде всего, следует определиться с форматом востребованных услуг. «Мы пока не понимаем, какие услуги там предоставлять. Видимо, они будут без обучения и внедрения, как в Украине, только продажа самих платформ», – предполагает предприниматель. Другая причина «простоя» – необходимо найти людей, которые станут своего рода дилерами и будут заниматься техническим обслуживанием платформ. «На нескольких рынках мы уже нашли потенциальных партнеров и ведем переговоры о сотрудничестве. В ближайшем будущем планируем запустить процесс продаж», – резюмирует бизнесмен.

  • Конкуренты и цены на решения:
  • Trimble – от $50 тыс.
  • SenseFly – от $25 тыс.
  • Drone.ua – от $2,4 тыс.
10.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА