Бизнес в белых халатах

Обзор рынка частной медицины

Услуги частной медицины становятся все более востребованными, поскольку потребителя не устраивает качество лечения, а также низкий уровень сервиса в государственных медучреждениях. Поэтому у предпринимателей появилась возможность построить медицинский бизнес. Сколько нужно вложить в реализацию бизнес-проекта и об основных трудностях отрасли – читайте в статье.

В начале пути

По данным статистики, подавляющее большинство украинцев посещают государственных врачей, но количество довольных лечением составляет лишь 23%, частично удовлетворенных – 41% (данные исследовательской компании «МедЭксперт»). Прежде всего опрошенных не устраивает отсутствие условий для нормального проведения лечения в госучреждениях, а именно – отсутствие медикаментов, оборудованных палат, лабораторных исследований. А также невнимательность врачей и низкий уровень сервиса. Согласно тому же исследованию, из частных клиник выходит большее количество довольных пациентов – 86%. Почему же при очевидных недостатках государственной медицины и потребности в качественном лечении на частный рынок медицины в денежном выражении приходится лишь 3-4% общих расходов на услуги в сфере здравоохранения?

БЕЛЫЙ-ХАЛАТ_1

Односторонний рынок

Рынок частных медицинских услуг начал свое стремительное развитие в 1990-х. Первопроходцами стали те направления, которые были одновременно плохо развитыми в госмедицине и востребованными у населения. Первыми появились стоматологические кабинеты, сразу после них – клиники гинекологии и косметологии. Вместе с небольшими клиниками и кабинетами начали развиваться и крупные медицинские центры. В то время на рынок вышли такие игроки, как «Борис» и «Медиком».

90% населения обслуживается в медицинских госучреждениях
10% пользуются услугами частников

Сейчас в Украине открыто более 30 тыс. частных медицинских учреждений, большинство из которых имеют узкую специализацию и работают только в одном регионе. Клиник общей практики в Украине 56, это лишь 0,18% от всех частников.

Такому небольшому количеству больниц, клиник и кабинетов приходится конкурировать не только с государственным сектором, но и между собой. «Пришло время, когда частные клиники Украины попали в конкурентные условия. Еще несколько лет назад медицинского рынка как такового не было. Главным конкурентом частника был врач, который работает в государственной больнице и получает взятку, не неся при этом никаких затрат», – отмечает Игорь Скурихин, генеральный директор клиники «Медиком».

Перекос наблюдается не только в направлениях деятельности, но и в расположении клиник.

Вопрос в цене

Частный рынок медицины отличается от государственного прежде всего тем, что любая услуга клиники или больницы имеет фиксированную цену.

Но, по мнению 35% опрошенных (данные «МедЭксперта»), цены завышенные. Это и является основной причиной, по которой пациенты не обращаются к частному врачу. По словам первого заместителя генерального директора клиники «Обериг» Олега Петренко, услуги в государственном секторе также являются платными, однако денежные операции остаются в тени. В частных клиниках между врачом и пациентом заключается договор, который регулирует их взаимоотношения во время лечения.

  • Сколько стоит?
  • Консультация профильного врача частного заведения – от 200 до 2500 грн.
  • Вызов специалиста или скорой помощи – 800-900 грн.
  • Лечение в стационаре – от 1 до 4 тыс. грн за один день.
  • Комплексное обследование специалистов частной практики – от 15 тыс. грн.

В государственных учреждениях пациент также платит, но обычно платежи растянуты во времени или завуалированы в покупки медикаментов или услуг лабораторных анализов. Таким образом пациент не всегда замечает всех расходов. Тогда как частные клиники, по мнению директора компании «МедЭксперт» Елены Лепешиной, желают получать один платеж за комплексное лечение.

К тому же в прошлом году, прежде всего через экономическую нестабильность, цены на рынке выросли минимум на 50%. Импортные медикаменты, впрочем, как и отечественные, подорожали, покупательная способность значительно просела, сократилась и доля медицинского страхования.

БЕЛЫЙ-ХАЛАТ_2

Непривлекательное инвестирование

Минимальный порог вхождения на медрынок зависит прежде всего от размера клиники и класса оборудования. Регион также будет влиять на цену возведения учреждения. Например, чтобы открыть небольшую стоматологическую клинику, необходимо $50 тыс. (данные «МедЭксперта»). А чтобы открыть многопрофильную клинику, нужно привлечь около $10 млн. Окупаются инвестиции за 4-6 лет, что значительно меньше, чем в развитых странах, а рентабельность составляет от 5% до 30%.

Несмотря на это, медицинскому рынку не хватает крупных инвестиционных проектов, так, за все время существования рынка известно лишь о двух крупных сделках с участием иностранного капитала. В 2011 году 76%-ную долю клиники «Исида» продали инвестиционному фонду Advent International за $40 млн, а в 2012 году одесскую клинику Into-Sana продали российскому фонду прямых инвестиций Russia Partners за 30 млн евро.

8,13 млрд грн – объем рынка частной медицины в 2014 году
4,67 млрд грн – официальный доход компаний
2,34 млрд грн – неофициальные доходы участников рынка
1,12 млрд грн – доходы врачей-одиночек

Важно понимать, что сам по себе медрынок остается одним из самых зарегулированных и непрозрачных в Украине, и это основная причина его непривлекательности для инвестора. К примеру, к зданию медучреждения предъявляют санитарные нормы, которые регулируют размер помещений и укомплектованность оборудованием. Поэтому часто владельцу легче построить клинику заново, чем арендовать помещение и переделывать его под установленные нормы. «Приобретение земли и строительство на первом этапе создания клиники является основной статьей расходов инвестора», – отмечает президент клиники «Борис» Михаил Радуцкий.

Это и привело к тому, что сейчас в Украине открываются малые или средние клиники. Крупные игроки на частный медрынок выходят не часто. Но интерес со стороны инвесторов есть, им нужны небольшие клиники, которые переживают сложные времена и стоимость которых невелика.

Итак, «частный сектор» отечественной медицины развит недостаточно, а потребность есть. Для предпринимателей открывается целая ниша для развития своего бизнеса. Дополнительный аргумент – реформа системы здравоохранения, которая позволит улучшить бизнес-климат и устранить основные проблемы системы.

26.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА