Бизнес в UK: сложно, но возможно

Как украинский стартап развивается на рынке Великобритании
Бизнес в UK: сложно, но возможно
Выходя на британский рынок, я бы прежде всего обратил внимание на развитие авторитета компании и поддержание лояльности клиентов.
Евгений Шестопал
основатель Poptop.fm

В конце 2013 года Евгений Шестопал и Игнат Тхоровський основали сервис букинга артистов на Poptop.fm, который первым предложил аудитории возможность прямого общения клиента с артистом. За полтора года работы проект выиграл грант британской программы Sirius, привлек инвестиции от основателя Ciklum и переехал в Британию. Пример стартапа демонстрирует, как развивать украинский бизнес в Соединенном Королевстве.

«Британский рынок всегда казался нам идеальным, но мы планировали выходить на него чуть позже, поскольку этот рынок высококонкурентный, требующий немалих ресурсов. Их нам предоставила программа Sirius», – рассказывает СЕО Poptop.fm Евгений Шестопал. Команда случайно узнала о программе в новостной ленте Facebook. Ознакомившись со списком участников и требованиями, основатели сервиса решили, что имеют неплохие шансы на победу. Основным преимуществом стартапа была легкомасштабированная платформа и высокий уровень английского языка разработчиков. Несколько собеседований – и в ноябре 2014 года проект Poptop.fm переехал в Ньюкасл.

Кроме выигранного гранта программы Sirius, стартапу удалось привлечь дополнительные внешние инвестиции. Торбен Майгаард, основатель международной аутсорсинговой компании Ciklum, вложил $30 тыс. в развитие британской версии Poptop.fm.

Кроме того, Poptop.fm участвовал в программах от акселераторов Eastlabs.co в Киеве и Ignite.io в Ньюкасле. Обе программы построены вокруг методологии «бережливого стартапа» Эрика Райса и «настольной книги основателя» Стива Бланка, поэтому основные различия заключаются в подходе, который используют команды акселераторов. «Мне показалось, что в Киеве программа была более интенсивной ввиду особой активности партнеров акселератора – иногда мы отчитывались о прогрессе работы несколько раз в день, а не как обычно каждую неделю. А в Ньюкасле отличное коммьюнити технических специалистов, маркетологов и людей, прошедших путь построения глобальной компании и готовых делиться с нами своим опытом и ценными советами».

БІЗНЕС-В-UK-СКЛАДНО_1

Особенности британского бизнеса

Преимущества

В Британии вести бизнес одновременно и легче, и сложнее. Легче – потому что многие процессы автоматизированы, сложнее – потому что до сих пор существует много сложных механизмов. С одной стороны, регистрация предприятия занимает не более 20 минут, с другой – приходится хранить тонны писем, сообщений, паролей и чеков. Открытие банковского счета компании может превратиться в настоящее приключение и тянуться несколько месяцев, особенно если касается нерезидентов страны. К тому же бумажную волокиту здесь тоже никто не отменял (казалось бы!) – справиться с налоговой отчетностью без квалифицированного бухгалтера просто невозможно. Впрочем, многие  готовы безвозмездно помогать, делиться опытом и связями. Существует множество полезных ассоциаций, членство в которых дает реальные преимущества. Даже процедура получения займа для стартапа достаточно прозрачна и не пугает своими процентными ставками.

Препятствия

Одним из основных препятствий начального развития на британском рынке стал языковой барьер. Если для поддержки клиентов команда оценивала свой уровень как приемлемый, то для прямых продаж пришлось искать специалиста. Нанять «продажника» – удовольствие не из дешевых, особенно по британским меркам, однако Poptop.fm удалось найти надежного партнера в Ньюкасле, ориентированного именно на сегмент стартапов и соответствующие бюджеты.

«Мы познакомились с Торбеном благодаря нашему ментору с Eastlabs и сразу договорились о встрече. Переговоры длились недолго, мы нашли точки соприкосновения относительно перспективы выхода на британский рынок. В Ciklum есть офис в Лондоне, клиенты и связи в Великобритании, которые нам очень помогли. Это был не первый инвестор, с которым мы общались, но именно в этот раз мы идеально сошлись в видении развития компании», – вспоминают основатели Poptop.fm.

ЕШ1
Евгений Шестопал, основатель Poptop.fm

«Для проекта основной привлекательной чертой британского рынка является его размеры. В среднем рынок ивент-мероприятий в Великобритании в 35 раз больше украинского. Конкуренция там также выше. Это касается не только маркетинговых бюджетов, но и подходов к бизнесу. Там намного больше специалистов, использующих современные методы и изобретающих новые. Поэтому, чтобы обойти конкурентов, команде постоянно приходится учиться и экспериментировать с каналами привлечения клиентов, а также совершенствовать бизнес-модель и техническую часть продукта.

Выходя на британский рынок, я бы прежде всего обратил внимание на развитие авторитета компании и поддержание лояльности клиентов. В Украине эти вещи обычно отходят на второй план, а в Британии это неотъемлемая составляющая не только успешной компании, но и бизнеса в целом. Это долгий и тернистый путь, который придется пройти каждому, кто хочет довести свое дело до ума».

16.07.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА