Большие лидеры и честность

Джек Ма, основатель и давний генеральный директор китайской интернет-компании Alibaba, недавно объявил, что он покидает пост генерального директора, и стало известно, что Джонатан Лу Жаокси станет исполнительным директором компании в мае. Alibaba — это невероятная история успеха. Компания начала в 1999 году и в прошлом году было подсчитано, что ее доход составил 40 миллиардов долларов. Для сравнения, после первых 13 лет Apple получила доход в размере 8,9 миллиарда долларов.
Я восхищаюсь Ма и считаю, что он удивительный лидер. Тем, кто работал с ним, повезло, — но мужчина или женщина, которые придут в компанию после него, сталкивается со сложной задачей. Как можно стать успешным лидером после столь почитаемого человека?
Переходы генеральных директоров стали рутинным событием — компании приходят в известную консалтинговую фирму и следуют контрольному списку, чтобы определить и избрать нового лидера. И, в целом, я бы сказал, что большинство переходов, сделанных таким образом — с хорошими людьми и должной осмотрительностью — заслуживают «B» класса. Но гораздо сложнее выполнить правильно другое действие — когда генеральный директор стал для компании большим, чем жизнь. Как Ма. В этих случаях это может потребоваться помощь уходящего лидера, таким образом, которым только он (или она) может.
Ма знает это очень хорошо и предвидел собственное затруднительное положение. Он написал в электронном письме своим сотрудникам: «Быть успешным на должности генерального директора-основателя — трудная работа, особенно если это человек с такой ярко выраженной индивидуальностью…» Некоторые могут интерпретировать это как высокомерие очень успешного человека. Другие могли бы счесть это обезоруживающей честностью великого лидера (так как утверждение фактически верно на 100%). Я наблюдал Ма и из того, что я знаю о нем, я делаю вывод, что последняя оценка является точной: откровенная и открытая честность, а не высокомерие и стук «пяткой в грудь». И это подводит нас к очень важному моменту.
Мы хотим слышать правду от наших лидеров. Но мы стали циниками, привыкшими к закрученным сообщениям от политиков и маркетинговых компаний, которые столь искусны, что даже не имеют смысла. Эти вещи не вдохновляют нас или склоняют нас к кому-то, кто занимает лидирующие позиции, с желанием помочь. Они делают все наоборот. Великие лидеры имеют возможность удивить и успокоить людей прямым и честным общением. Это важная часть того, что делает их великими. И это особенно важно во времена больших перемен и неопределенности — таких, как смена генерального директора — там, где это может сгладить путь для нового лидера.
Случится ли это с Alibaba? Я надеюсь на это. Ма выложил все карты на стол, предупреждая о том, какие проблемы он видит и чего он хочет достичь с той реальной властью, которая исходит от его почетного положения.
С одобрением Ма я ожидаю, что сотрудники Alibaba сплотятся вокруг Лу Жаокси. Вряд ли они будут сидеть сложа руки и ждать нового парня, который сможет показать себя или постоянно распускать сплетни о новом генеральном директоре как подчиненные. Они скорее будут активно помогать ему, с некоторым чувством срочности, когда он столкнется с вызовами этой должности в такой большой компании. И если они это сделают, конкурентам Alibaba придется следить за ними более пристально.

26.10.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА