Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Общество, бизнес и каждый из нас в отдельности последнее время сталкивается с кризисами все чаще. Почему так происходит и что такое кризис личный, социальный, экономический, энергетический, финансовый? Если очень коротко, то можно сказать, что кризис — это когда старые правила не работают. Установившийся порядок вещей в жизни компании, отрасли, социума или личной жизни перестает функционировать. Второй важный вопрос: каковы причины кризиса? Наверняка причин много. Мой ответ — причина в том, что человек, компания или социум концентрируются на целях, игнорируя ценности, а цели результативности и эффективности преобладают над целями устойчивого развития (sustainability) и выживания в долгосрочной перспективе. Короткие деньги для тех, кто регулярно попадает в кризис, дороже длинных дивидендов. У личностей и компаний, склонных к кризису преобладает менталитет «синицы в руках». Пять лет назад во время глобального экономического кризиса, будучи в Калифорнии, в частном разговоре я услышала такую фразу «выжили старые деньги», то есть компании и семейные бизнесы, которые на рынке уже более ста лет. Отсюда логично вытекает следующий вопрос, кто выживает в кризис, почему природные катаклизмы, крушения, социальные потрясения и войны всегда одним приносили горе и разорение, другим — заработки? Психологи и социологи неоднократно исследовали феномен выживания в кризисных ситуациях. Судя по всему, ответ кроется внутри человека, компании и общества. Ни размер, ни возраст, ни финансовое состояние — не являются критериями выживания в кризисе. Так Хеттская цивилизация и Римская империи развалились тогда, когда у них уже не было внешних врагов. На пике финансового благополучия рухнули корпоративные империи WorldCom, Enron Corp. и Arthur Andersen. Многие считают, что наиболее важным является наличие смысла или миссии, а также четких ценностей и принципов в работе и жизни людей и компаний.
Например, один из самых древних частных семейных бизнесов в мире — японская гостиница «Hoshi Ryokan», построенная на буддийских ценностях, пережила тысячелетние смены времен и народов. Индийская цивилизация — одна из трех самых древних, и единственная сохранившаяся в настоящее время, самая толерантная в современном мире. Философию бизнеса столетней датской компании «Maersk» ее основатель А. П. Мёллер выразил так: «Нас не должны постигнуть никакие потери, которые можно предотвратить постоянной заботой». Компания «Mondelez Ukraine» («Крафт Фудз Украина») пережила все кризисы в Украине и из каждого выходила достойно, потому что кроме большого масштаба и ресурсов глобальной компании верит в скорость и креативность стартапа, строит свою работу на доверии и открытости.
Всем известно, что миссия и ценности являются инструментами стратегического планирования. Однако многие уверены, что стратегическое планирование — это долгосрочное планирование, состоящее в том, что цели и планы надо строить на длительный период. Тогда как быть с долгосрочными целями, когда наступает кризис? Как быть, когда кризисы постоянно сменяют друг друга? На самом деле стратегическое планирование — это ценностное предложение рынку, долгосрочны не цели, а ценности. В условиях постоянных кризисов теряется смысл ставить долгосрочные цели. Стратегическое планирование — это ценностное предложение не только клиентам и собственникам, но и рынку труда. Потому что любая организация, по определению, это группа людей, работающих вместе для достижения общих целей. Но, чтобы люди работали вместе, нужны общие ценности, то, что станет стержнем стабильности в кризисах. Не цели держат людей вместе, а ценности. Некоторые считают, что деньги могут держать людей вместе. Да, но компании создают для зарабатывания денег, а не для удержания людей. Логика такова, что ценности первичны, а деньги приходят потом. И, если люди держатся только на деньгах, то деньги быстро заканчиваются.
Кризис — смена правил. Меняются клиенты, продукты, технологии, рынки, инструменты. Меняются цели и планы. Не меняются ценности. Всегда можно заработать на справедливой цене; на сервисе и ориентации на клиента; стабильном качестве и предсказуемости. Во все времена будет важным инновационность; удобство доступа; экологичность; ответственность и надежность; доверие и открытость. Работать и концентрироваться на ценностях до кризиса, тогда не будет кризиса.

01.12.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА