Digital-эффект

О возможностях digital для малого и среднего бизнеса
Конечная цель любого вложения в маркетинг – бизнес-эффективность, продажи. От digital-инструментов следует ожидать того же

О возможности digital для малого и среднего бизнеса: какие инструменты использовать, сколько стоит запуск цифровой активности и каких результатов ожидать, – читайте в интервью с директором Mediacom / AGAMA Digital Group Марией Ефимовой.

Мария, давайте определимся с терминами. Что такое digital-маркетинг и какие бизнес-задачи можно решать с его помощью?

Digital – это все, что можно открыть в онлайне через мобильный телефон, планшет, ноутбук или другое устройство. Его задача – привлечение аудитории к интернет-среде, хотя его отправной точкой могут быть и офлайн-каналы. Поэтому digital-маркетинг – это больше, чем интернет-реклама, и может включать радио, ТВ и даже наружную рекламу. Digital стал дополнительным «окном» для представления своей компании и взаимодействия с целевой аудиторией. Инструменты digital-маркетинга решают разные задачи: от запуска продукта до формирования лояльности.

Какие digital-инструменты посоветуете для МСБ?

Обычно малый и средний бизнес хочет иметь «представительство» онлайн, находить свою аудиторию и доносить ей релевантное сообщение. Такое интернет-«представительство» (сайт, страница или профиль бренда в соцсети) должно решать базовы задачи: представить компанию, дать информацию о контактах и месторасположении, направить с вопросами к нужным людям или адресам.

Чтобы выйти на свою ЦА, у digital есть много возможностей: таргетинг, объявления в соцсетях, текстовые объявления в поисковых системах Google, Yandex, баннеры в контекстно-медийных системах (те же Google и Yandex).

Digital ефект (1)

 

Такие digital-инструменты технически просты для создания контента, поскольку можно запустить рекламу с графическими рисунками и текстовыми сообщениями (их может быть десятки и сотни вариантов).

Какие digital-инструменты лучше работают для В2В, а какие для В2С?

Для сегмента В2С у digital есть немало инструментов, чтобы создать знание о продукте и привести клиента прямо к месту покупки. В случае с В2В «привести» клиента через digital сложнее. Здесь можно использовать digital-пространство для формирования имиджа (PR, отзывы, экспертные рекомендации), для удобного контакта (сайт компании), для таргетируемого информирования о выгодных предложениях, апсейл и др.

Каких бизнес-целей можно достичь с помощью инструментов digital?

Конечная цель любого вложения в маркетинг – бизнес-эффективность, продажи. От digital-инструментов следует ожидать того же. В последнее время даже небольшие бизнесы начали использовать возможности получения заказов через digital-каналы.

маленькая2

Но недостаточно повесить удобную форму заказа и увеличить количество посетителей сайта. Многие компании оказываются не готовыми реорганизовать бизнес-процессы, запуская онлайн-торговлю. Поэтому при запуске интернет-витрины нужно учитывать:

  • изменения логистики (быстрое реагирование, доставку, время работы и другие факторы);
  • правильное продвижение (микс онлайн и офлайн-инструментов будет оптимальным);
  • ценообразование (в интернете легко сравнивать, и пользователь обычно ищет, где дешевле).

Компаниям МСБ лучше нанимать штатного digital-специалиста или аутсорсера?

Это зависит от объема работы и глобальности задач. Если задач много и они разноплановые, стоит привлекать аутсорсеров (как отдельных специалистов, так и студий или агентств). Ведь одному человеку не под силу иметь все необходимые навыки. Многие компании МСБ находят толкового digital-менеджера, который при необходимости супервайзит других специалистов (программистов, дизайнеров, аниматоров, контекстных менеджеров).

68% украинцев активно используют интернет. Появление 3G и рост проникновения смартфонов будет стимулировать дальнейшее увеличение пользователей мобильного интернета

Практика: «Иногда компании МСБ обращаются с просьбой оценить их «мегаультрасовременный» проект сайта. Но после детального анализа задач оказывается, что нет смысла реализовывать такой сложный проект, достаточно простого лендинг-пейджа или сайта на три страницы».

Практика: «Для одной ІТ-компании (сегмент В2В) основным digital-инструментом стали PR-публикации в топовых интернет-изданиях. Через 3-4 месяца Google по названию компании выдавал уже 20-25 публикаций, правильных относительно позиционирования и сообщений. По результатам опроса клиентов, именно PR-публикации повлияли на финальный выбор, обращаться в компанию или нет».

Возможности digital-инструментов:

  • сегментация ЦА;
  • контроль бюджета;
  • контроль размещения по кликам (или по показаниям, если необходимо).

Для более сложных задач подключаются следующие инструменты:

  • программы лояльности, регулярный апсейл (работа с базой данных клиентов. – Ред.): email-рассылки, построение собственной CRM-системы;
  • формирование имиджа компании, руководителя, знание об уникальных свойствах продукта: PR-публикации в интернет-изданиях, работа с блогерами;
  • напоминание о продуктах, анонсирование новинок: профили в соцсетях.

Digital ефект (2)

Практика: «Недавно мы консультировали владелицу туристической компании. Проанализировав ее задачи, мы поняли, что ей не стоит брать на аутсорс целое агентство, а нужно найти штатного человека, который умеет писать тексты (для пресс-релизов, страниц в соцсетях, на сайте) и сможет управлять SEO-специалистами и профи по контекстной рекламе (на аутсорс)».

Digital без бюджета возможен!

Владелец компании, публикуя заметки на собственной странице в Facebook, проводит, по сути, digital-PR-кампанию. И в его случае это является одним из основных инструментов привлечения клиентов. Интересно, что владельцы компаний не осознают влияния их персональной коммуникации в онлайне на бизнес.

Минимальный бюджет, грн

Разработка сайта: 8000­-20000 + (простой сайт-визитка)

Хостинг сайта и доменное имя: около 1000 / год

Разработка пакета баннеров для размещения (стандартных, без сложной идеи): 5000 +

Баннерная кампания: 30000-40000 / 1 период

Контекстная кампания: 10000-20000 / 1 период

SEO: 4000-8000 / мес. (не менее 4-5 мес.) без поправок на сайте

Ведение Facebook-страницы: от 5000 за создание контента, постинг и модерацию; от 3000 за продвижение

7,3 млн смартфонов и планшетов, которые зарегистрированы в сети «Киевстар», работают в стандарте 3G

Советы начинающим. Как оценить digital-агентство или digital-специалиста до начала сотрудничества:

  • Сформулируйте список задач и сразу определите, как вы собираетесь измерять результат (периоды, ключевые критерии).
  • Будьте открыты: определите приоритеты, ограничения по бюджету, инструменты, проблемы, расскажите о предыдущем опыте. Не бойтесь раскрыть карты и услышать рекомендации. Качество и содержательность рекомендаций, подход к анализу будут замечательной лакмусовой бумажкой при выборе партнера.
  • Поинтересуйтесь, был ли опыт работы с подобной категорией/продуктом (наличие кейсов всегда добавляет уверенности вам и вашему стейкхолдеру).
  • Убедитесь, что будущий партнер имеет опыт в размещении баннерной и контекстной рекламы, дизайне и программировании (важен уровень сложности), работы с SEO и соцсетями.
  • Доверьте партнеру порекомендовать вам KPI, за которые он готов отвечать. Это покажет, на одной ли он волне с вами.
11.11.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА