Этика бизнеса в Украине – выдумка или реальность?

«Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого» – достоверное признание Джона Рокфеллера. Предполагаю, что практически каждый миллионер в Украине, если будет честен, скажет то же самое. Но, насколько верно то, что и этика в бизнесе формируется только после «первого миллиона»? Или возможна альтернатива?
Этика в бизнесе появляется тогда, когда одна сторона не позволяет неэтичного отношения к себе другой стороны. Пока есть возможность одному «прогнуть», а другому «прогнуться», говорить об этике как минимум неуместно. Поэтому для появления и существования этики страна должна достичь определенного уровня экономического развития, а общество – созреть.
Те, кто накопил капитал, начинают устанавливать и диктовать «правила игры». Они узурпируют власть, создают субъективное законодательство под определенную группу людей и отвергают компромиссы. Люди, которые высоко поднимаются, зачастую больно падают. Но это происходит позднее, когда появляется сильный противовес.
Те, кто оказался загнанным в угол, начинают яростно отбиваться и формируют сильную оппозицию. Это хорошо иллюстрирует 16-ая стратагема из древнекитайского военного трактата о 36 стратагемах: «Загнанная в угол добыча предпринимает последнюю отчаянную атаку». Оппозиция накапливает капитал и учится использовать существующие лазейки.
Обе стороны обрели достаточную силу – в этот момент рождаются демократические условия. Создается более-менее объективное право и соответствующая судовая и исполнительная власть, которые позволяют сделать отношения этичными уже на регуляционном, законодательном уровне, а не на уровне инициатив отдельных субъектов социума.
Если возвращаться в деловую сферу, то, чем крупнее и стабильнее бизнес, тем он более уважаем, тем этичнее ведут себя сотрудники внутри компании и на рынке. Для такого бизнеса удельный вес репутации в его стоимости и прибыльности – слишком велик, чтобы им пренебрегать. Компания «Эмвей Украина» в этом смысле не исключение. Деятельность каждого отдельного дистрибьютора регулируется этическим кодексом, который закреплен на уровне самой компании и отраслевой организации: Украинской ассоциации прямых продаж. Пожалуй, крупные международные компании, которые закладывают систему ценностей и этические нормы в основу своей многолетней деятельности с самого начала, могут отчитаться и за первый миллион, и за все последующие.
Компании, которые пришли на рынок с единственной целью – заработать максимум за 3-5 лет и уйти, естественно, не склонны особо акцентировать этические моменты в своей деятельности. Не зря существуют «белые» и «черные» списки компаний, куда попадают не только за неуплату налогов и сборов, но и за нарушение в том числе этических норм.
Этичность компании как некий интегральный показатель можно определить по следующим параметрам:
Готовность конструктивно решать проблемы и идти на компромиссы. Когда по определению не бывает ситуаций, где компания выражает позицию словами «только так и никак иначе».
Справедливое и корректное отношение ко всем участникам процесса и рынка – к поставщикам, дистрибьюторам, клиентам, партнерам и конкурентам. Даже при условии, что компания монополист, она должна заботиться о своей репутации и ставить ее превыше бизнес-целей.
Ответная реакция на неэтичное поведение. На данный момент благодаря развитию медиа и социальных сетей, каждый может высказать свое мнение. И каждая компания может и должна пресекать неэтичное поведение своих сотрудников, дистрибьюторов и других участников процесса.
Что касается Украины, то этичность в деятельности субъектов рынка и власти, к сожалению, еще скорее исключение, чем правило. Однако, чем конкурентнее каждый отдельный рынок и чем больше в него вовлечено международных компаний с многолетней историей, тем больше у этого рынка шансов функционировать по этическим стандартам.

01.08.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА