На сайте ведутся технические работы, в связи с чем возможно некорректное отображение статей. Просим извинить за временные неудобства.

Фонари с ушами, или Когда уличный свет начнет нас преследовать

Местные власти начинают искать, как сэкономить на уличном освещении. Варианта два: переходить на LED и делать фонари умными

Уличное освещение — одна из сфер, над которой в ближайшие годы хорошо поработают IoT-эксперты совместно с местными властями. Если камеры становятся глазами, то можно сказать, что фонари становятся ушами умных городов.

По данным Министерства регионального строительства, в Украине функционирует около 2 млн источников освещения на улицах. Большинство фонарей, разумеется, размещено на центральных улицах крупных городов. В микрорайонах и селах ситуация со светом гораздо хуже.

 

Считаем деньги

Проблема в том, что освещение обходится местным властям очередь дорого. И в первую очередь потому, что на энергозатратные лампы накаливания, ртутные и люминесцентные лампы до сих пор приходится около 30% от всех источников света.

Чтобы улицы не были темными, местные власти тратят большие суммы. И они увеличиваются по мере того, как растут тарифы на электроэнергию. Например, директор Львівсвітло Александр Лазуткин рассказывал, что в 2017 году затраты города на освещение увеличатся более чем на 13 млн — до 35 млн грн.

Общая сумма, которая необходима для функционирования всех действующих источников света в Украине, измеряется в сотнях миллионов гривень в год и составляет значимую часть затрат ЖКХ.

Чтобы сэкономить на свете, украинские города придумывают разные варианты. Один из наиболее распространенных — заменить старые лампы на LED-светильники. Например, Житомир в этом году планирует увеличить количество таких источников света до 8600 и надеется стать первым в Европе городом, который полностью перейдет на светодиодное внешнее освещение.

Еще один путь сэкономить — сделать уличное освещение умным. То есть сделать так, чтобы лампы не горели понапрасну, а только тогда, в тех местах и в тех случаях, где нужен свет. Инициативы по переходу на умное уличное освещение есть, например, во Львове. Добиться экономии электроэнергии можно благодаря установке датчиков освещенности и движения. Первые позволяют увеличивать мощность ламп, только когда света не хватает. Вторые дают возможность включать фонарь, только когда к нему приближается объект.

Для перехода на умное освещение важно, насколько многофункциональна и сама система, которая будет управлять фонарями. Так, во Львове работает несколько сотен специальных шкафов, к которым подключены около 30 000 фонарей. Каждый шкаф отвечает за работу около сотни фонарей. Это дает городу возможность оперативно включать и выключать освещение на разных участках улиц, контролировать аварии.

 

А если добавить еще больше технологий?

Как оказалось, система управления фонарями может работать еще более гибко, если каждый фонарь отдельно подключен через сеть мобильного оператора. «Тогда система действительно становится smart», — рассказывает менеджер направления развития IoT Киевстар Артем Лёзин.

По его словам, такой поход позволит регулировать освещение в зависимости от ситуаций. «Например, можно будет предсказывать движение и сопровождать объекты более ярким светом», — отмечает Лёзин. Также можно получать текущие данные и корректировать освещение на каждом из участков, если, скажем, свет от луны слишком яркий. Внезапное падение температуры и выпадение снега тоже может ухудшить видимость (мерцание снега в свете ламп) и дорожную обстановку. И желательно бы скорректировать в таких случаях яркость освещения, чтобы не допустить ослепления водителей.

«Если каждый фонарь управляемый, он является независимым. И можно на один датчик света/движения подключать разное количество столбов, что имеет преимущество перед шкафом, который управляет всей линей», — рассказывает эксперт.

По словам Лёзина, в Киевстар сейчас прорабатывают возможные варианты таких систем. После этого будет выбрано место проведения пилота в Украине, чтобы оценить на его примере, насколько эффективно все работает.

Пока сложно назвать стоимость такого проекта, так как она может меняться в зависимости от количества датчиков и задач, которые нужно решить. Но как минимум нужно установить в фонарях патрон диммирования (управления яркостью) и модуль управления. Бэк-энд — система управления трафиком и данными, в которой есть клиентский интерфейс для диспетчера.

 

Фонарь как сборщик информации

По прогнозу Research аnd Markets, к 2027 году 89% всего уличного освещения будет переведено на LED-светильники (к слову, в Украине таких сейчас около 10% от общего количества фонарей). 29% всех точек уличного света в мире будут переведены, по прогнозу исследователей, на умные технологии.

В новые системы уличного освещения можно встраивать разнообразные дополнительные функции. Например, в немецком городе Випперфюрт в прошлом году запустили сеть LED-светильников, которые способны по Bluetooth предоставлять пользователям смартфонов важную местную информацию. Одна из опций — помочь найти место для парковки в час-пик.

Плохие новости для властей Житомира — Випперфюрт начал переход на LED в 2010 году, а в 2017-м его полностью завершил. Так что, скорее всего, немецкий город уже является первым (или одним из первых в Европе), который отказался от старыхIOTISKYIVSTARIOTISKYIVSTAR решений.

В американском Лос-Анджелесе фонари еще и умеют слышать. Город устанавливает на уличные фонари специальные микрофоны, чтобы диспетчеры смогли услышать аварии и оперативно направлять туда скорые. Кроме того, такие датчики помогут мониторить уровень шума в городе.  

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с LIGA.net

16.02.2018
Что нового
Популярно