Игры персонала

Психологи отмечают, что информация в игровой форме воспринимается человеком на 30-40% лучше, нежели в обычном формате.

Плюс 50% к эффективности – таков показатель улучшения работы сотрудников при использовании элементов игры в бизнесе.

Каждая компания рано или поздно задается вопросом, как привлечь и удержать клиента, который становится все более требовательным. Классические приемы – особенно с появлением работников из поколения Y – теряют действенность. На помощь маркетологам и менеджерам приходит популярное западное течение – геймификация, что дословно означает «обыгрывание», или внедрение игры в любой бизнес-процесс. Взаимосвязь игр и бизнеса не столь новое явление: уже 100 лет назад, в 1912 году, в коробки с печеньем подкладывали игрушки и головоломки, что помогало увеличить продажи.

Подобные механизмы весьма успешно продвигают такие сервисы, как Foursquare, Nike, Fitocracy, Samsung Nation, Microsoft Language Quality Game и другие. В чем же их успех?

Человек играющий

Психологи отмечают, что информация в игровой форме воспринимается человеком на 30-40% лучше, нежели в обычном формате.

Успешные методики воспитания базируются на внедрении элементов игры в уроки или домашние задания. То же можно сказать и о взрослых: проживание опыта в игровой форме улучшает выполнение задач на 25%. Геймификация – это использование игровых процессов в неигровом контексте. Все, что нас окружает – поход в магазин, в кафе, рабочая рутина, домашние дела, – представляется как игра. Конечный итог любого процесса в этой методике – победа либо же получение некоего достижения с мотивирующими «призами». У каждого из нас есть ряд действий, которые мы не любим выполнять – будь то уборка, написание отчетов или шопинг. При этом отсутствие мотивации приводит к тому, что их мы делаем спустя рукава. Внедрение элементов игры – это именно та мотивация, которая поможет вовлечь в процесс и сделать его более интересным и, что самое главное, результативным. Ведь принцип пряника никто не отменял.

Обыграть любой рабочий процесс довольно просто. Действие состоит из набора правил и ходов, если игрок совершает нужные шаги в правильном направлении, он достигнет предсказуемого результата. Если же при этом его мотивировать – дело в шляпе. В итоге получаем простой принцип: сделал дело – получи приз/звание. Вместе с друзьями или коллегами играть еще веселее.

Как приложение может изменить мир

Одним из самых известных примеров обыгрывания простого набора действий стало приложение Foursquare. В 2000 году Деннис Кроули создал его прародителя Dodgeball для узкого круга друзей, которые любили проводить свободное время в барах. С его помощью можно было отмечать свое местоположение, смотреть, где находятся другие, и либо приглашать их на чашку кофе к себе, либо открывать для себя новые места. Спустя время сервис перестал быть интересен, потому что действия в нем ограничивались лишь отметками о посещении – чекинами.  Поэтому в 2009 году тот же Деннис Кроули запустил социальную сеть Foursquare с куда большим функционалом. Пользователь, посещая различные места, получает баллы, за посещение конкретных достопримечательностей его награждают большим количеством баллов, значками, а иногда и материальным призом. Например, если вы посетили кофейню и зачекинились в ней, можно выиграть бесплатный латте, а за получение нескольких бейджей любителя кино – бесплатные билеты.

будущее_рядом_inner2

Есть здесь и элемент состязания: вы можете найти своих друзей и сравнить, кто и сколько баллов получил на этой неделе, а также получить титул мэра, если посещаете какое-то место чаще других. В Foursquare таким незамысловатым образом реализовано социальную и коммуникационную составляющие. Но в дальнейшем сеть стала и информационным центром для туристов и местных жителей, помогая выбрать, куда пойти поужинать или какую достопримечательность посетить. Пользователи оставляли комментарии к посещенным местам, благодаря которым начала формироваться репутация различных торговых центров, ресторанов и музеев. Например, можно узнать, что лучше не заказывать в кафе, какой пароль от wi-fi-точки или какой кофе бариста готовит лучше всего. Со временем появился и рейтинг мест, что стимулировало сферу услуг быть более лояльной к клиентам.

Другой пример геймификации – сайт Fitocracy, который предлагает пользователю выбрать свою цель для поддержания физической формы, учитывая степень нагрузок, и ежедневно совершенствоваться. За это «игрок» получает очки, вербальные поощрения от системы. Кроме того, пользователь видит свой прогресс по сравнению с самим собой и со своими друзьями. Степень сложности варьируется от ежедневных пробежек по лестнице до отжиманий, поднятия тяжестей и прочее. Соответственно, чем более активен «игрок», тем больше баллов он получает и тем более здоровым становится.

Игра в бизнес

Компания Gartner в своем исследовании, проведенном в апреле 2011 года, сообщает, что к 2015 году более 50% компаний, управляющих инновационными процессами, будут геймифицировать свои рутинные процессы. Сейчас сложно сказать, так ли это, однако многие компании взяли подобную стратегию на вооружение для организации рабочих процессов внутри подразделений. Элементы игры и состязаний используют в Apple, Samsung, Google и других крупных мировых компаниях.

Построение игровой структуры для бизнеса может быть разным, однако он состоит из ряда общих для всех элементов. Каждый сотрудник получал собственный аккаунт, характеризующий его как игрока.

  • Аккаунт может состоять из нескольких частей: информация о сотруднике, его достижения в виде бейджей, статистика показателей, достигнутый уровень, количество заработанных очков.

Важнейшая часть – баллы или очки. Сотрудники их получают, выполняя определенные действия, например, вовремя сдал отчет, привлек несколько новых клиентов, выиграл конкурс идей. По сути, такое вознаграждение является виртуальной игровой валютой, которую работники могут тратить по своему усмотрению в специальном магазине. Что продавать в нем – дело вкуса. Это могут быть как нематериальные блага в виде отгула, так и материальные, помогающие в работе – новая гарнитура, бизнес-книги.

будущее_рядом_inner1

Например, в компании Interpipe используется игровая валюта «ежики», которые сотрудник может заработать за выполнение задач из «прайс-листа полезных дел»: за поданные и реализованные идеи, выполнение и перевыполнение норм и планов и другие активности, непосредственно связанные с производственным процессом. Потратить ежики можно в специальном магазине один раз в месяц. Выбор товаров широк – сертификаты на покупку техники, косметики, в ресторан, на прыжок с парашютом или посещение выставки. Внедрение игровой валюты как мотивации превзошло ожидания – эффективность исполнения KPI возросла в 1,5-2 раза в сравнении с «доежиковым» периодом.

Однако самая важная часть любой геймификации – доска почета или рейтинг, где можно увидеть свой статус в организации.

Это мотивирует работать еще лучше. В компаниях, использующих такой метод, показатели работы возросли на 20-50% в сравнении с исходными. Например, в Vesolv Consulting говорят, что благодаря элементам игры в компании почти нет текучки.

Также геймификация – отличный триггер для рекламы. По сути, ее задача – заставить человека провести как можно больше времени на сайте или в приложении, поэтому она успешно зарекомендовала себя в обучающих программах и рекламных кампаниях различных брендов. Ведь чем больше времени человек проведет на сайте, тем больше рекламы он увидит. Следовательно, с большей вероятностью приобретет товар или услугу.

18.08.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА