Иногда лучшие коучи — это ваши коллеги

К 30 годам наша личность уже сформировалась, и изменить ее поведение становится довольно проблематично. Особенно сложно измениться руководителям высшего звена, которые добились своего положения именно благодаря стилю поведения. Кое-кто может посчитать такое поведение дисфункциональным, но его обладатели вряд ли считают нужным меняться и перекладывают вину за неудачи на других. И даже если они хотят попробовать измениться, самим это сделать не получается, нужна посторонняя помощь.
Вот почему руководители часто пользуются услугами коучей. Но коучинг чем-то сродни терапии: нужно время, чтобы получить результат. А пока результата нет, дисфункциональное поведение руководителя может нанести много вреда. В качестве оперативного решения я бы предложил внедрение тренера в группу, поскольку опытный специалист этого профиля способен почти сразу использовать особенности группы для балансировки мощностей (сознательной и бессознательной) психологических элементов для инициации перемен — взаимопонимание, катарсис, взаимопомощь.
Рассмотрим пример. Столкнувшись с быстрым развитием индустрии в своем сегменте рынка, менеджмент крупной энергетической компании решил превратить свою солидную, но заскорузлую организацию в высокотехнологичное устойчивое предприятие, ключевым элементом которого стало завершение многомиллиардного проекта за границей. Для такого преобразования компания наняла двух новых директоров. Профессор инженерных наук Джим стал директором по науке, а специалист в управлении нефтяными компаниями Джон, признанный большинством акционеров авторитетом, был назначен вице-президентом по технологиям, продуктам и услугам.
Но уже через несколько месяцев между новыми и старыми директорами вспыхнула настоящая война.
Компания в целом была завязана на этот энергетический проект и ей требовалось соблюдать сроки сдачи. А вопрос заключался в монтаже оборудования. Однако команда была не в состоянии двигаться вперед, увязнув в разборках по поводу ресурсов. Открытого конструктивного диалога не получалось. Обе стороны друг другу не доверяли. И до цели было очень далеко.
По совету привлеченных консультантов по стратегии генеральный директор решил объединить команду тем, что он назвал «высокопроизводительным вмешательством». Задачей было увязать межличностные отношения, методы работы, стиль руководства и культуру организации с помощью опытного группового коуча. Тем не менее базовой задачей было выстроить рабочую канву и превратить команду в эффективный инструмент внедрения своей же стратегии.
Коуч начала с короткой лекции о высокопроизводительных организациях и эффективном лидерстве. Затем она попросила каждого члена руководящего комитета описать свой портрет — то, как они себя видят. Преодолев первоначальное недовольство и скептицизм, директора довольно быстро погрузились в выполнение этой задачи. После того как все автопортреты были завершены и вывешены на стенд, коуч попросила всех представителей управляющего звена, включая генерального директора, обсудить эти автопортреты.
Описывая свои автопортреты в сочетании с всесторонним мнением других, члены группы узнали друг о друге удивительные вещи. В случае с Джимом выяснилось, что его дед был блестящим академическим ученым, в то время как отец «дудел совсем в другую дуду» — его жизнь была полна неудач и разочарований.
Джим проводил много времени с дедом. Тот находил во внуке тот энтузиазм и любопытство, которого не было в его сыне. Ученая стезя обрела для Джима особую важность. В своей текущей роли он ощущал подавленность своего творческого начала и пытался всеми способами защитить свою «искру», что привело к дистанцированию от других руководителей компании. Его грыз тайный страх, что он станет таким, как отец, и зря растратит свои таланты.
И вот теперь он получил мнение — иногда неприятное, но все-таки доброжелательное, от других членов группы и понял, что остальные считали его поведение препятствием, которое только усугубляло проблемы в команде и компании.
Это упражнение заставило таких руководителей, как Джим, осознать тот факт, что они являются частью большой системы, и что их образ действия связан со сложившимся поведением и мешает постановке и выполнению рабочих задач. Приняв этот факт, члены команды получили возможность думать более конструктивно, а также ощутили поддержку других руководителей в поиске путей изменения проблемного поведения. Джим, к примеру, принял решение присутствовать на совещаниях, где его опыт и знания действительно необходимы, а также внимательнее относиться к запросам по электронной почте. Он также решил нанять помощника для лучшей организации своей работы. Остальные участники команды пообещали не беспокоить его по незначительным вопросам и уважать его потребность во времени на размышления.
Всего лишь за одно «вмешательство» руководящее звено впервые стало действовать как настоящая команда. Этот командный дух нашел немедленное отражение в качестве работы по зарубежному проекту. На повторном занятии, спустя три месяца, все руководители отметили возросшую открытость в команде — происходил реальный рабочий диалог и обмен идеями. Каждый мог спокойно излагать свои мысли, указывать на просчеты и доверять другим. Это привело к улучшению управления компанией в нужном русле. Руководители обнаружили, что стало намного проще общаться с рядовыми сотрудниками как с членами команды. Решения внедрялись, компания двигалась вперед.
Главный урок это истории в том, что такое «вмешательство» на высшем уровне способно значительно изменить характер внедрения стратегии или инициативы. Фирма, консультирующая генерального директора по вопросам стратегии, признала, что стратегии, помогающие их клиентам развиваться, зачастую не работают из-за нежелания (или неумения) руководящего звена находить консенсус. Именно поэтому они внесли групповой коучинг в список стандартных элементов своей консультационной работы.

05.03.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА