Интернет-видение

Популярно

Рынок ОТТ/IPTV-телевидения в Украине – один из самых динамично развивающихся. Год назад он занимал всего 6% от общего телерынка, а в текущем году уже занял 10% и продолжает уверенно расти.
На украинском рынке телевидения стремительно растет один из сегментов – ОТТ/IPTV, проще говоря – интернет-телевидение. По данным компании SES, в Украине телевизор смотрят 16,33 млн домохозяйств, при этом доля спутникового телевидения составляет 27%, кабельного – 38%, эфирного – 34%, на различные интернет-сервисы приходится всего 1%. А вот в компании E&C считают, что в 2015-м OTT/IPTV-сервисы занимали 6% рынка, и их количество будет стремительно расти. Именно этот сегмент является основным конкурентом для операторов кабельного телевидения.

Вперед по головам

ОТТ – общее название для технологий доставки видеоконтента через интернет. Она является частью технологии IPTV (Internet Protocol Television), поддерживает функции LiveTV (прямой эфир) и видео по запросу, что позволяет выбирать фильмы и передачи из каталога или архива. В отличие от других способов подачи данных, тут провайдер не в состоянии контролировать доступ клиентов к контенту OTT. Получение таких данных, по сути, не отличается от посещения веб-страниц (отсюда и название over the top – «через голову»). Главное отличие IPTV от OTT в том, что IPTV-абонент получает от провайдера и ему же платит, а по технологии OTT видеосигнал доставляется абоненту от любого провайдера и абонент платит ОТТ-сервису.
OTT-телевидение намного требовательнее к пропускной способности канала, чем аналоговое. Каждый зритель получает отдельный поток от вещателя. ОТТ-сервис можно получить на любом устройстве, которое подключается к интернету, например, смартфоне, планшете или десктоп-ПК. На рынке уже есть телевизоры с встроенными услугами OTT (SmartTV), существуют и OTT Set-Top-Box (приставки).

IMG_0094Эксперты отмечают, что с появлением 3G-связи достаточно даже мобильного интернета, таким образом, ОТТ-сервис можно получать в любом месте, где есть интернет-покрытие.
Впервые ОТТ появилось в Украине в 2006 году, а в активную фазу развития – и получения лицензий на вещание – вошло с 2011 года. На сегодня в Украине работает более 100 компаний, которые предоставляют услуги IPTV, используя при этом сети более 500 провайдеров. На фоне общего падения оборотов рынка платного ТВ, которое происходит за счет перехода абонентов в сегмент бесплатного цифрового телевидения, база пользователей интернет-телевидения растет.
О преимуществах IPTV/ОТТ на рынке впервые заговорили всерьез в конце ноября прошлого года, после обнародования информации о телесмотрении абонентов ОТТ-услуги главных игроков кабельного телевидения – «ВОЛИ» и «Триолана». Оказалось, что среди 1,2 млн абонентов первого насчиталось 25 тыс. абонентов IPTV/ОТТ, а среди 600 тыс. абонентов второго – в два раза больше, 50 тыс. IPTV/ОТТ-абонентов.

Диванные бои

Лидерами на рынке считаются компании Divan.TV, oll.tv (входит в медиагруппу Рината Ахметова) и Megogo, пока единственные классические ОТТ-операторы с легальным пакетом лицензий. Аудитория этих сервисов с 2014 года выросла на 180%. Например, у Divan.TV количество зарегистрированных пользователей уже превысило 1 млн. Аналогичная ситуация и у двух других операторов. При этом первые два сервиса специализируются на предоставлении услуг трансляции ТВ-каналов, Megogo же позиционируется как онлайн-кинотеатр, однако с несколькими пакетами телеканалов (в которые входят каналы, наполненные собственным продуктом).
Тарифные сетки также различны. Например, у Megogo доступна «аренда» – просмотр фильма в течение нескольких дней после оплаты – или полноценная покупка. Стоимость варьируется в зависимости от «свежести» ленты. Кроме того, предусмотрены и тарифные планы подписки на все фильмы, кроме новинок. Такой сервис обойдется в 77 грн/месс., в пакете также идут и 15 популярных телеканалов. Еще один фактор, увеличивающий привлекательность именно ОТТ-сервисов, – это появление интерактивных каналов, которые для зрителя выглядят как обычный телеканал, но при этом позволяют «перематывать» передачи вперед-назад, делать рестарт, ставить просмотр на паузу. Такие каналы запустила компания Megogo. «На текущий момент у нас транслируется 23 собственных интерактивных канала: детские, познавательные, множество фильмовых и даже два полностью украинских канала (фильмы и сериалы украинского производства). Зрителям нравится, количество подписчиков постоянно растет», – сообщает Иван Шестаков, маркетинг-директор компании Megogo.
Divan.TV и oll.TV в большей степени конкурируют между собой. Последний проект снискал популярность благодаря пакету трансляции футбольных матчей в HD-качестве без рекламы. Впрочем, главным конкурентом «Дивана» основатель сервиса Андрей Колодюк считает ОТТ-сервис крупнейшего кабельного оператора страны «Воля» – «Воля Smart HD», запущенный весной 2014 года. Но здесь «диванное телевидение» демонстрирует более низкие (в среднем на 10-15%) цены в сравнении с популярным кабельным оператором.

IMG_0092
В конце ноября 2015 года о запуске услуги ОТТ-телевидения «Домашнее ТВ» объявил Киевстар. Сервис доступен абонентам услуги «Домашний интернет» оператора – 45 тыс. многоквартирных домов. Месячная абонентская плата сравнима с платой традиционных кабельных провайдеров – 120 грн. Но при этом абонент сможет смотреть эфирные программы и библиотечный видеоконтент на четыре разных устройствах одновременно: на одном большом экране (обычный телевизор или Smart TV) и на трех других устройствах (например, компьютере, смартфоне или планшете). В то же время у кабельных операторов за каждый дополнительный телеприемник, подключенный к сети, нужно доплачивать отдельно.

Перспективы рынка

В целом же финансовый оборот ОТТ оценивают в 10% от всего платного телевидения. По оценкам Госстата, доход рынка кабельного телевидения в первом полугодии составил более 800 млн грн. По итогам 2015 года провайдеры заработали 1,5 млрд грн. По данным аналитиков E&C, сегодня число ОТТ-абонентов составляет порядка 200 тыс. домохозяйств. Притом что доля ОТТ от общего числа телезрителей к началу 2016 года составила 9,6%, а к концу 2017 года, согласно прогнозу, достигнет 14%.
И этот показатель будет расти. Так, в Divan.TV прогнозируют, что к 2018 году общая аудитория сервиса должна превысить 2 млн человек, среди которых доля украинских зрителей составит до 20%. «Когда удастся выйти на этот показатель, Divan.TV будет стоить не менее $500 млн», – уверяет Колодюк.
Капитализация ведущих ОТТ‑провайдеров уже сегодня в разы больше, чем, например, телеканалов, кабельных или спутниковых операторов. По данным NASDAQ, соотношение EV/EBITDA крупнейшего в США оператора кабельного телевидения Comcast составляет 7,95. Аналогичный мультипликатор у популярного ОТТ-сервиса Netflix – 70,48.
Многие провайдеры ОТТ пользуются услугами компании Viasat – крупнейшего поставщика спутникового телевидения в Украине. Недавно ее приобрел канал 1+1. Роялти за пользование телеканалами из их пакетов в год может достигать $400 тыс.
В ближайшее время ОТТ-сервисы войдут в еще более активную стадию развития благодаря поддержке со стороны телеканалов. Еще четыре года назад телекомпании активно сопротивлялись распространению трансляции через интернет-телевидение, расценивая его как прямого конкурента своим услугам. В 2012-м «1+1 медиа», «Медиа Группа Украина» и StarLightMedia даже судились с Divan.TV по вопросу трансляции их каналов в рамках так называемого пакета универсальной программной услуги (УПУ, 32 канала). Бесплатный просмотр данных каналов обязан обеспечивать любой провайдер. Заключать договоры с правообладателями при этом ему необязательно. В 2015 году компании пошли на мировую с провайдером.
А уже в 2016-м телекомпании дали триггер для развития интернет-телевидения. К примеру, активно обсуждается введение платы за использование контента телеканалов кабельными операторами (по 2,5 грн за одного абонента в месяц), при этом для провайдеров ОТТ-услуг они останутся по-прежнему бесплатными. Также говорят о возможности заключения прямых договоров на трансляцию УПУ с операторами IPTV/OTT, что даст им дополнительное преимущество перед «кабельщиками».
В ближайшие годы рынок ОТТ постепенно будет вытеснять кабельное телевидение. По прогнозам экспертов, к 2018 году рынок разделят между собой спутниковое и ОТТ-телевидение (40% и 20% соответственно), доля же кабельного сократится до 10-15%.

24.11.2016
Что нового
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА