Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Изменения в консерватории

Бизнес начинается с людей. А люди приходят в бизнес из университета.
Большинство моих знакомых и деловых партнеров не просят соискателя во время собеседования показать диплом. И дело тут не в доверии. Подразумевается, что диплом есть — ну и ладно (вроде аттестата о среднем образовании). Неважно, какого вуза. Есть, конечно, исключения в ту или другую сторону — когда название вуза добавляет очков соискателю или, напротив, приводит к немедленному прекращению собеседования. Но в целом, по моим оценкам, 95% вузов держатся середнячком, не вызывая у работодателя никаких эмоций.
Получается, что окончание вуза, которое должно было бы служить символом интеллектуальных способностей человека, уже ровным счетом ничего не означает. Неважно, чему учили, да и учили ли вообще, — всё равно бесполезно, всё равно начнем сначала.
По разным оценкам, переподготовка свежеиспеченного выпускника на рабочем месте до того, как он начнет реально работать, занимает от полугода до полутора лет. Естественно, этот срок сокращается, если на старших курсах студент начинает работать (а по сути — учиться работать), но зато он практически бросает университет.
Выходит, работодатели оплачивают в масштабах страны миллионы человеко-месяцев подготовки недавних выпускников к продуктивной работе. В чем же корень проблемы? Можно пенять на качество наших вузов, на советскую систему образования (очень даже неплохую для своего времени), но, во-первых, это не конструктивно, а главное — проблема-то глубже. Модель, по которой строится университет, уже давно не соответствует потребностям общества — в первую очередь бизнеса.
Все согласятся, что университет — один из столпов современного общества. Только вот что он подпирает? Может, систему, которой давно пора рухнуть?
Знания, как и любой продукт, имеют ограниченный жизненный цикл. И в нашу эпоху информационной революции, глобализации и прочих постиндустриальных прелестей жизненный цикл знаний все время сокращается — и нередко оказывается уже короче, чем личный жизненный цикл иного доцента.
Университет же изначально по своей природе был весьма консервативен. Ведь его задача была — сохранять и передавать знания и культурные нормы, ценность которых непреходяща, учить следовать проверенным временем методикам и великим авторитетам прошлого. Проблема лишь в том, что знаний непреходящей ценности оказалось весьма немного, культурные нормы, как выяснилось, весьма изменчивы, а проверенные временем методики и несокрушимые авторитеты через пару поколений всё равно подвергаются сомнению. Как только это стало понятно, университет вышел из средневековья и вступил в Новое время, и это был уже совсем другой университет.
Однако наш отечественный университет с успехом вернулся в средневековье. Цепляясь за ветхие авторитеты и ставшие неактуальными пару поколений назад знания, он невозможно далек от современной науки и культуры, от базовых принципов познания и обучения, на которых выстроен весь сегодняшний мир и строится мир завтрашний.

28.12.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА