Я приведу пример из моего консалтингового опыта о том, как изменения в структуре управления были абсолютно необходимы для достижения желаемого результата.
Почти двадцать лет назад меня пригласили проконсультировать компанию-производителя электроники, работающую по военным заказам. Мне сообщили, что, так как холодная война близится к концу, то бюджет на национальную оборону сокращается, и они хотят переместиться на рынок потребительской электроники. Они уже пытались сделать это много раз, но безуспешно.
Что именно они делали?
Они наняли талантливого молодого управленца со степенью MBA, который потратил на изучение предмета много дней, если не месяцев. Затем он подготовил подробный, подкрепленный всеми необходимыми документами отчет с анализом причин, почему компании следует переключиться на производство потребительской электроники. Отчет был выдающийся: в нем было очень много таблиц, статистики, графиков и всего такого. После предоставления отчета компания назначила его ответственным за направление потребительской электроники.
И ничего не произошло.
В компании начали очень нервничать.
Я посмотрел на организационную структуру. Здесь-то и коренилась проблема. Главе направления военной электроники подчинялся весь инженерный отдел — полторы тысячи инженеров. Отделы сборки, проверки качества и производственный отдел также подчинялись ему. В сущности, у него в подчинении была практически вся компания.
При этом у недавно назначенного менеджера проекта потребительской электроники была в подчинении только его секретарша.
А оставшиеся отделы?
Люди из отдела финансов занимались бюджетами и, естественно, пытались избежать любых факторов, угрожающих квартальным показателям и курсу акций компании. Как вы думаете, поддерживал ли финансовый отдел направление военной электроники?
Как вы понимаете, финансисты на словах абсолютно признавали необходимость изменений, но когда наступало время действовать, то есть выделять необходимые ресурсы, то они предпочитали делать ставку на предсказуемое — т.е., военную продукцию.
А глава компании? Да, он хотел изменений, но ему нужна была поддержка от правления, которое точно так же во всем было на его стороне, пока не приходило время действовать.
А что с бедным менеджером — молодым, неопытным, плохо представляющим себе политику компании? Он готовил презентации, все соглашались с его выводами, согласно кивали головой, но на практике каждый продолжал защищать интересы своего собственного отдела в ущерб всем остальным.
Поэтому я порекомендовал руководителю и попытался донести до группы следующее: если их целью была стратегическая смена направления, то это нужно сопроводить и стратегическим изменением организационной структуры.
По завершении перестройки структура выглядела совершенно иначе: два менеджера по рынкам — по военному и потребительскому направлению. У каждого были в подчинении свои отделы по маркетингу продуктов, изучению рынка и продажам. Но инженерный отдел, наиболее важный, подчинялся теперь непосредственно президенту компании. У менеджеров обоих направлений был собственный, отдельный бюджет, из которого можно было оплачивать услуги инженерного отдела. И у направления потребительской электроники бюджет стал больше. Мы «доили корову, чтобы накормить теленка». И, наконец, вице-президент, ранее отвечавший за военную электронику, стал заниматься потребительским направлением.
И, как вы думаете, сколько теперь понадобилось времени, чтобы нужные изменения произошли?
Если я хочу понять, куда компания движется, а не куда ей стоит двигаться, все, что мне нужно для этого — изучить организационную структуру и понять, как именно в ней «расставлены двигатели». Именно так я понимаю, куда плывет лодка на самом деле.
Мы живем в мире, где все стремятся к немедленному вознаграждению. Мы хотим, чтобы все происходило быстрее и проще. Но в долгосрочной перспективе это не работает, а лишь вызывает новые и новые страдания и разочарования.
Чтобы изменить направление течения реки, необходимо перестроить ее русло.

07.05.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА