Как изобрести велосипед

Бизнес Данила Тонкопия появился благодаря медлительным службам доставки. Сейчас электробайки возят товары в 3 странах. Сколько стоит открыть свою логистическую компанию?

В июле 2014 года, когда курьер интернет-магазина в очередной раз оторвал Данила Тонкопия от важной Skype-конференции, Тонкопий задумался над улучшением логистики в e-commerce. А уже в ноябре его стартап DelFast в Киеве начал привозить клиентам интернет-магазинов первые заказы. В итоге он стал самым успешным и перспективным проектом Тонкопия и Сергея Денисенко, основателя рекламного журнала The Best.

maxresdefault

Delfast – это срочная доставка малогабаритных товаров за 1 час на электровелосипедах в любую точку Киева для интернет-магазинов, компаний и обычных людей.

Отличие ее от других подобных проектов в том, что курьер привозит товар в течение часа, но по цене доставки за «сутки-двое». В качестве транспортного средства используется электровелосипед. А еще, в DelFast клиент сам назначает удобное ему время.

От идеи к воплощению

Данила начал думать, как сократить время доставки до часа и сделать это с минимальными затратами. У многих логистических операторов такая услуга стоит около $15, что останавливает многих потенциальных заказчиков.

Как сократить затраты на топливо и снизить финальную цену? Посадить курьеров на велосипеды. Но не простые, а электрические. Чтобы проехать на автомобиле 100 км, требуется 7-10 литров бензина стоимостью 150-230 грн. Для того же электромобиля стоимость такого же расстояния составляет 4 грн.

Реализацию своей идеи основатели DelFast начали с самого простого. В строке поиска Google написали слово «электровелосипед». Первые 50 ссылок вели на сайты интернет-магазинов и поставщиков со всей Украины. Предприниматели сели в машину и поехали по стране знакомиться с ними.

12513555_448863138649247_1393129250177294821_o

Первым городом стал Новоград-Волынский, Житомирская область. Там за $600 купили китайский велосипед. Продавец обещал запас хода 80 км. «Сел я на него тестировать, проехал 30 км, и батарея села. Звоню продавцу, говорю: «Что за дела?». Выясняется, что не 80 км, а до 80 км, и, если помогать педалями, ехать вниз с горы, и ветер дует в спину», — вспоминает Тонкопий.

Тогда в Одессе предприниматели купили следующую версию электробайка. Там же нашли умельцев, которые поставили на него вместо одной три свинцовые батареи. Хотя он стал весить, как мотоцикл, под 100 кг, запас хода увеличился до 80-90 км. Этого уже почти хватало для целого дня работы курьера.

Бизнесмены продолжили экспериментировать с батареей. Вместо свинцовых начали ставить литий-ионные, которые используются в ноутбуках и телефонах. Они легче, но дороже. Зато их можно поставить на велосипед больше. В результате запас хода электробайков увеличился до 140 км.

Сегодня в Киеве у предпринимателей работает собственная мастерская, где они собирают электровелосипеды. Сами закупают рамы, двигатели, аккумуляторы, запчасти. Электровелосипед с запасом хода 140 км заряжается от розетки за четыре-пять часов при цене 2 грн за каждую «заправку». Для сравнения: минимальный расход мотороллера на 100 км составляет 2,5 л, а в среднем – 3-4 л или 50-80 грн.

Еще бизнесмены экономят на сервисном обслуживании. В электровелосипеде не надо менять масло, фильтры, свечи зажигания, обслуживать коробку передач.

Без особых проблем DelFast пережил две зимы. По словам Тонкопия, при минусовой температуре емкость аккумулятора снижается на 10-15%, а для защиты от холода курьерам выдают балаклавы, теплые куртки, сапоги, перчатки.

В общем же в парке компании 85 электровелосипедов: в Киеве – 55, в Варшаве – 10 и в Алматы – 20. Стоимость каждого усовершенствованного велосипеда составляет $1 500. Максимальный вес груза – 7 кг. Сейчас у стартапа 65 курьеров. Кроме Украины, стартап работает в Польше и Казахстане. Также пару месяцев назад DelFast запустил франчайзинг, выбрав партнером компанию Franchising Full Cycle. Сейчас Тонкопий заканчивает переговоры с рядом бизнес-ангелов о привлечении $1 млн дополнительных инвестиций.

Как найти клиентов

Первых клиентов основатели проекта начали искать еще до покупки первых электровелосипедов. Тонкопий пришел к представителям e-commerce: Евгению Сокольникову, sokol.ua, Владиславу Чечеткину, rozetka.com.ua, Николаю Палиенко, prom.ua, Дмитрию Лаппо, kniga.biz.ua.

«Я спросил, насколько им будет интересна такая услуга. Всегда доставляли за сутки-двое, а мы вот такие выскочки предложили доставлять за час. Кто-то смеялся, кто-то говорил, что ничего не выйдет, но готовы были попробовать. Сокольников даже хотел дать нам эксклюзив по доставке в Киеве, но не успел, потому что вышел из бизнеса sokol.ua», — вспоминает Тонкопий.

Поскольку основатели DelFast предложили цену, как у конкурентов, ряд интернет-магазинов решили сотрудничать. Первым клиентом стала kniga.biz.ua. Предприниматели открыли первую станцию электровелосипедов рядом с их складом на Петровке. 19 ноября 2014 года сделали первую доставку, а уже через три недели DelFast взяла всю доставку kniga.biz.ua на себя.

Через месяц у DelFast было уже 30 клиентов. Тонкопий говорит, что ежемесячно количество компаний увеличивается на 25-30%, поэтому постоянно приходится открывать новые станции. Сейчас в Киеве их пять. Чаще всего курьеры доставляют электронику из интернет-магазинов f.ua, allo.ua, moyo.ua. Большой популярностью пользуется доставка алкоголя и вареных раков. Сейчас в списке 300 постоянных b2b-клиентов, среди них Rozetka, modnaKasta, Нова Пошта и другие. Еще сервис сотрудничает с Приватбанком. Клиент на сайте банка заполняет заявку на получение кредита, и если банк ее одобряет, курьер в течение часа привозит кредитную карту.

_DSC0938

Деньги и планы

Еще в 2014 году для проверки своей бизнес-гипотезы основатели привлекли $40 тыс. у бизнес-ангелов через сообщество startup.ua. На эти деньги была открыта первая станция на Петровке и закуплены 20 электровелосипедов. Когда через месяц у компании было уже 30 клиентов, предприниматели смогли привлечь еще $250 тыс долл от венчурного фонда Imperious Group. Компания вышла на самоокупаемость в 2015 году.

В данное время стоимость доставки за час в DelFast составляет 85 грн, за три часа – 60 грн. В компании работает десять менеджеров и примерно 70 курьеров. В планах — покорение Берлина, Парижа и Рима. Для этого они привлекают следующий раунд инвестиций в размере $1 млн. «На получение части этих денег мы уже нашли подтверждение от ряда бизнес-ангелов», — резюмирует Тонкопий.

Основатель стартапа считает, что основное его достижение – разработка инновационного велосипеда.

Новый электробайк имеет приличный запас хода и обладает скоростью до 95 км/ч. «Как Tesla, которая на раме Lotus полностью собирает свою модель, мы не берем базовую модель, только раму. Покупаем вилку и амортизаторы, батарейки, электронику, мотор и т.д. и собираем свой вариант», – говорит Тонкопий. Все это подбиралось опытным путем и «допиливалось» в мастерской.

Средняя скорость байка – до 70 км/ч, есть возможность разгона до 95 км/ч, пробег на одной зарядке – полных 60 км. Сейчас одна собранная модель используется для курьерской доставки, но в будущем их число планируется увеличить – как для собственной доставки, так и для продажи (акционная стоимость $6700, для широкой продажи – $7500). Проект планируют вывести на Kickstarter.

05.09.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА