Как пиар и коммуникации помогают стартапу привлечь инвестиции

Люди инвестируют не в точки, а в линии, поэтому коммуникации должны быть последовательными
Александр Толкач

Хорошая идея стартапа или даже готовый новый продукт не гарантирует, что о вас сразу напишут. Журналистам вы не интересны на старте, потому что таких, как вы – тысячи. И даже если на начальном этапе развития бизнеса о вас появится публикация в СМИ – результат будет нулевой. Несмотря на это, вести коммуникации необходимо, ведь именно они могут помочь вам привлечь деньги с помощью такого популярного сейчас инструмента, как венчурное финансирование.

Даже если вы очень маленький бизнес, вам необходимо создать информационное присутствие. У вас должен быть сайт с регулярно обновляемой лентой новостей, даже если посещать его особо никто не будет. Сайт – это протокольная вещь. Он нужен для того, чтобы вас могли проверить.

Опубликуйте информацию о себе в AngelList на сайте Angel.co. Он специально создан для обмена информацией между новыми компаниями и потенциальными инвесторами. Этим инструментом пользуются не только крупные венчурные фонды, но и частные синдикаты – объединения частных лиц, от которых стартапы тоже могут привлечь небольшие бюджеты.

Придумайте не просто идею, а историю о себе. Как известно, идея сама по себе ничего не стоит. Вы должны суметь рассказать, кто вы и как будете делать то, что вы собираетесь делать, чтобы заставить людей дискутировать.

Важный совет, который я получил от управляющего солидным фондом: go mobile.

Чем бы вы ни занимались, вам необходимо мобильное приложение или мобильная версия сайта, потому что те, кто вами заинтересуется, будут читать о вас с мобильного телефона или планшета.

Начинайте коммуникации с аккуратных дискуссий в соцсетях. В первую очередь, в LinkedIn, не в «Одноклассниках» и не в «ВКонтакте». Во-вторых, в Twitter. В-третьих, в Facebook. Для инвестиционного сообщества, которое принимает решения, Twitter – это оптимальный ресурс. Желательно иметь как личный аккаунт, так и аккаунт компании. Профили должны быть заполнены на грамотном английском, с достаточным объемом информации, обновления должны появляться регулярно. Пригласите потенциальных инвесторов читать вашу ленту – на Западе люди к этому открыты. На AngelList в профилях указывают ссылки на аккаунты в соцсетях, поэтому их легко найти. Публикуйте интересные новости о том, что вы делаете, и просто релевантные цепляющие вещи. Люди начнут привыкать к вашему имени, и когда от вас пойдет поток новостей, более близких к вашему продукту, у вас уже будет канал распространения информации.

Создайте сообщество нужных вам людей. Помните, что на данном этапе вы не интересны журналистам. Чтобы вами заинтересовались в соцсетях, давайте о себе знать любопытными мини-новостями. Когда мы продвигали политический проект в США, то сделали следующую фишку. Открыли группу в Facebook, где поначалу ничего не писали о нашем проекте, но публиковали интересные посты, связанные с историей и политикой. Таким образом, мы создали базу людей, которым потом можно было рассказывать о самом проекте.

Важный момент в позиционировании и выстраивании информации о себе – понять, сколько стоит ваш бизнес. Чтобы понять, правильно ли вы себя оценили, скажите двум-трем людям, что ваш проект стоит, например, $2 млн. Если в течение шести секунд человек не согласился – вы ошиблись, а если хотя бы один из них согласился – вы оценили себя правильно.

На данный момент стандартный уровень первой капитализации у молодых бизнесов, привлекающих венчурное финансирование с США, – от $1 млн до $3 млн.

  • То есть если вам нужно минимум $300 тыс. на запуск проекта, и вы готовы отдать 30% бизнеса, значит, ваш стартап стоит $1 млн.

Продумайте основные рубежные линии вашего бизнеса. Самый главный момент в этой линии – переход точки безубыточности. От достижения предварительных договоренностей до получения инвестиций может пройти от полугода до года. На этот период необходимо создать медиаплан: найти информационные поводы, чтобы заявить о себе. Следует помнить, что люди инвестирует не в точки, а в линии, поэтому коммуникации должны быть последовательными. Должно быть видно, куда вы движетесь, и необходима возможность спрогнозировать будущее.

На инвесторов можно выйти только лично. Посещайте профильные конференции, приходите в хорошие коворкинги. На Западе коворкинги – это та информационная среда, которая помогает знакомиться предпринимателям с инвесторами. Вам необходимо попасть в эту среду. Инвестору должно быть комфортно с вами общаться, потому что он вас уже видел и знает.

Возьмите советника – человека с опытом получения финансирования на Западе. Либо создайте консультативный совет (advisory board), в который войдут такие люди. Обычно за это не нужно платить. Если в инвестиционном обществе людей из консультативного совета знают и доверяют им, а ваши советники доверяют вам, вы становитесь интересным для инвестора.

01.03.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА