Когда бизнес в Украине станет прозрачным

В период с середины 2005 до середины 2008 года многие крупные украинские финансовые учреждения и компании вкусили прелести доступа на западные рынки капитала. По украинским меркам стоимость заимствований была восхитительно низка, а сроки кредитования – упоительно длинны.

Впрочем, одним из условий получения доступа к займам было требование со стороны инвесторов и кредиторов о повышении степени прозрачности ведения бизнеса и улучшения стандартов раскрытия компаниями информации о себе. Более того, давление инвесторов и желание привлечь инвестиции привело к тому, что мы увидели не только попытки более качественного раскрытия информации, но и попытки консолидации бизнеса.

До этого момента приоритетом украинского бизнеса было обеспечение защищенности от вмешательства извне – будь-то со стороны государства в лице фискальных органов или конкурирующего бизнеса в лице любителей рейдерских захватов. В результате структуризация бизнеса по-украински могла иметь следующий вид: производственные мощности – на юрлице А, операционной деятельностью занимается юрилицо В, юрлицо С – счастливый обладатель торговой марки, на юрлице D сконцентрированы все денежные обороты, юрлицо Е – собственник всей недвижимости, на юрлице F висит какой-то земельный участок и уже никто точно не помнит, чем занимается юрлицо G, при этом заемщиком по кредитам выступает юрлицо Н (под поручительство юрлиц D и Е). Консолидированной отчетности у группы нет. Вхождение серьезного западного инвестора в такой бизнес так же вероятно, как появление снежного человека на Крещатике. Поэтому для привлечения средств украинским компаниям приходилось делать структуру более понятной для иностранного инвестора, перекладывать яйца в одну корзину, консолидировать бизнес и отчетность.

Однако, на мой взгляд, зачастую инвесторы оказывались не слишком настойчивы в своих требованиях – размер и потенциал рынка Украины, желание стать первыми на этом рынке диктовало оппортунистическую модель поведения западных инвесторов. Они надеялись, что общие предпосылки приведут к созданию более цивилизованных условий ведения бизнеса в нашей стране, как с точки зрения проведения важных структурных реформ и законодательного обеспечения, так и в части повышения стандартов ведения бизнеса отдельными предприятиями. К сожалению, эти надежды не оправдались. Многие украинские предприятия и финансовые учреждения стали прозрачными лишь временно – на этапе привлечения долгового или акционерного финансирования. С течением времени многие зарубежные инвесторы – владельцы акций, облигаций и других долговых обязательств украинских предприятий – потеряли доступ к информации о деятельности объектов своих инвестиций, не имея возможности адекватно оценить свои текущие вложения. Высокие риски Украины, слабость важнейших государственных институтов, низкие суверенные кредитные рейтинги подтвердились. Давление со стороны западных инвесторов не стало решающим фактором, который позволил бы улучшить ситуацию с прозрачностью бизнеса в Украине. Мировой финансовый кризис лихо снес неустойчивую конструкцию зарождавшихся западных стандартов ведения бизнеса.

Что позволит изменить ситуацию в дальнейшем? Когда и при каких условиях к нам придет серьезный стратегический инвестор, а не скорый на вход и выход спекулянт? Ответ вполне очевиден – когда рынок станет более прозрачен, т.е. понятен и предсказуем.

Для этого нужно: адекватное законодательство, набор экономических стимулов и защитные механизмы для предприятий, практикующих открытость ведения бизнеса, очевидные для всех публичные примеры успеха компаний, исповедующих высокие корпоративные стандарты, а также независимые оценки рейтинговых агентств (рейтинги корпоративного управления).

Очевидно, что для этого недостаточно лишь усилий регуляторов финансового рынка. Даже самые продвинутые регуляторные нормы сами по себе неспособны изменить ситуацию. К сожалению, в Украине слишком глубоко укоренилась практика, когда на любое ужесточение требований законодательства бизнес, при поддержке юристов, отвечает решениями, позволяющими исполнять новые нормы лишь по форме, но не по сути.

Мне представляется чрезвычайно важной роль собственников и менеджеров ведущих украинских предприятий, имеющих долгосрочную стратегию развития, предусматривающую наличие постоянного доступа к внутренним и внешним рынкам капитала. Такие предприятия своим примером могут способствовать установлению более высоких стандартов деятельности и открытости ведения бизнеса в Украине. Если не стремиться поднять планку в расчете на успех в долгосрочной перспективе, то уделом украинских предприятий останется получение финансовой поддержки только от наиболее падких на риск инвесторов. Такие инвесторы готовы рискнуть своими деньгами на короткой дистанции в высоко-рисковой стране, но они слишком мобильны и их выход может резко разбалансировать экономическую ситуацию в стране. Для стабильного экономического развития Украине нужны длинные инвестиции от стратегических инвесторов, готовых вкладывать надолго. Но для этого им нужна уверенность в том, что их партнеры и контрагенты действительно привержены высоким стандартам ведения бизнеса и действуют в стабильном законодательном поле. В ближайшие годы здесь есть чем заняться власти и бизнесу.

01.12.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА