Красота по-украински

До кризиса 2014 года украинцы тратили на свою внешность в среднем 14% дохода. Но теперь многие клиенты салонов красоты либо сократили посещения вдвое, либо вовсе предпочли отказаться от их услуг.

Специалисты и участники рынка утверждают, что один поход за красотой в среднем стоил жителю нашей страны около $30. При этом в 2013 году украинские клиенты тратили на услуги салонов красоты в три раза больше других европейцев, в среднем 14% своего дохода. В нашей стране среднестатистические посетители таких заведений лет на 10 моложе европейских, им от 25 до 35, большая часть из них – женщины (75-80%).

Благодаря довольно высокой популярности, докризисный рост сегмента косметических услуг – салонов красоты, парикмахерских, косметологических кабинетов, а также разнообразных ногтевых и броу-баров – составлял около 25-30% в год. Но кризис скорректировал направление роста рынка. Основной удар пришелся на 2014 год, когда он просел на 25%. По данным Pro-Consulting, по итогам 2013-го его объем составлял 388,7 млн грн, а уже к концу 2014-го – 292,8 млн грн.

салон_красоты_inner1

«В кризисные годы спрос на услуги индустрии красоты снизился на 30%», – констатирует Елена Громова, PR-менеджер компании Soul Spa. Многие постоянные клиенты сократили количество своих визитов как минимум вдвое, а некоторые и вовсе отказались от такой роскоши.

В 2015 году салоны улучшили свое положение, но незначительно. Объем рынка косметических и парикмахерских услуг вырос в 2015 году на 3,4% по сравнению с 2014-м – до 302,8 млн грн. При этом почти половина всех услуг таких заведений в 2015-м – а точнее 45% от всей Украины – была оказана в Киеве и области.

Дешевле некуда

Кризис внес свои коррективы не только в объем, но и в структуру рынка. Если ранее салоны красоты условно можно было разбить на четыре категории в зависимости от стоимости услуг – низкая (до 200 грн), средняя (до 700 грн), средняя+ (до 1500 грн) и высокая (свыше 1500 грн), то в конце 2014 года появилась новая категория, которую можно условно назвать низкая-. Это парикмахерские, которые обычно располагаются в МАФах, а стоимость стрижки у них не превышает 50 грн. Подобные заведения предоставляют услуги стрижки и покраски волос, а также маникюра и педикюра.

Около 55% всех заведений, работающих на рынке красоты, по оценкам аналитиков, относятся к низкому и низкому- сегменту.

Основные игроки в этом секторе – сети салонов «Просто перукарня» и «Экспресс-стрижка», работающие на условиях франчайзинга. Стартовый капитал для открытия такого заведения составляет около 30 тыс. грн.

Представленные в среднем ценовом сегменте салоны – например, сети салонов Ma Cherie или Status&Style – предлагают клиентам больший перечень услуг. Как правило, здесь работают косметолог и массажист. Стоимость открытия заведения такого класса составляет от $10 до $30 тыс. Салоны среднего и среднего+ сегмента составляют почти 25% салонов красоты, причем с преобладанием среднего+. Объясняется это тем, что именно в этом сегменте сохранились платежеспособные клиенты. А большинство клиентов, ранее пользовавшихся салонами красоты среднего класса, перешли в низкоценовой сегмент или стали самостоятельно ухаживать за собой.

А вот количество салонов красоты премиум-сегмента осталось на прежнем уровне, их доля на рынке составляет до 20%. Основные игроки – сети салонов Kika-Style, Dessange, «Арт-студия причесок Vladimіr Tarasyuk». В перечень их услуг входят не только стандартные манипуляции с волосами и ногтями, но и SPA-процедуры, в том числе и аппаратные.

С точки зрения географии, салонный рынок Украины остается неоднородным: на долю Киева и области приходится 45% всего рынка. Что же касается регионального распределения, около 30% из них приходилось на восточные области, остальные равномерно распределились между центральными, южными и западными. Наибольшая концентрация наблюдается в городах с населением свыше 500 тыс. человек.

салон_красоты_inner2

Но даже с учетом появления заведений сегмента «дешевле не бывает» стоимость услуг салонов красоты за последние два года существенно выросла. В основном из-за повышения цен на косметику и материалы, большая часть из которых импортируется, а также ввиду удорожания коммунальных услуг. В среднем цена одной услуги в салоне красоты выросла на 28%.

Стоимость женской стрижки в 2015 году выросла на 25%, мужской – на 15%.

«Из-за роста курса валют цены должны были бы подняться глобально, это связано с закупкой продукции за рубежом. Но для максимального сохранения клиентов руководители салонов красоты поднимали цены в среднем на 10-15%», – отмечает Елена Громова.

В частности, женская стрижка средней длины подорожала на 25% по сравнению с 2014 годом. Стоимость такой услуги в салоне среднего или среднего+ класса может достигать 800 грн. Такая же стрижка в премиум-заведении обойдется свыше 1 тыс. грн. Мужские стрижки подорожали на 15%, их стоимость салонах среднего сегмента не превышает 200 грн. Средний+ обойдется уже свыше 500 грн.

Окрашивание волос в среднем подорожало на 30%. Стоит отметить, что в отдельных случаях цена могла подняться и сильнее, ведь все зависит от стоимости расходных материалов. Дорогие салоны используют косметику премиум-сегмента, которую закупают за рубежом, соответственно на ней отразились и валютные колебания. Если вы посещаете салон среднего ценового сегмента, то за покраску волос вы заплатите до 1 тыс. грн (в зависимости от длины). В салоне высокого ценового сегмента за эту же услугу придется заплатить до 4 тыс. грн.

В цене подросли и услуги маникюра: один сеанс подорожал на 43% относительно цен 2014 года. Цена на ногтевой сервис в столичных салонах колеблется от 50 грн за обычный гигиенический до 1 тыс. грн при сложном наращивании ногтей, в регионах же сделать обычный гигиенический маникюр можно и за 25-30 грн.

Именно вышеперечисленные услуги пользуются наибольшей популярностью в салонах красоты. А вот непрофильные услуги, такие как косметология, теряют в спросе, так как их стоимость возросла более чем вдвое и их проще заменить домашним уходом. Ранее салоны предлагали широкий комплекс услуг – от имиджевых до сложных медицинских, таких, например, как коррекция недостатков лица и фигуры, омоложение, антицеллюлитные программы и др.

«Спрос на основные услуги (стрижка и окрашивание волос) практически не изменился, однако на дополнительные (маникюр, педикюр, косметологические процедуры) – упал», – отмечает специалист сети салонов VT STYLE Яна Стонога. Консультация профессионального косметолога в салоне премиум-сегмента обойдется от 600 грн до 1 тыс. грн, в заведениях классом ниже – от 400 грн. Из-за подобных колебаний стоимости некоторые косметологи предпочитают оказывать услуги на дому, цена на одну процедуру снижается благодаря отсутствию аренды помещения. Оценить же объем рынка «домашних» косметических услуг крупные игроки затрудняются, поскольку большая часть таких надомных «косметичек» работает в тени.

Выживут ли?

2015 год дал большинству салонов возможность хотя бы остаться на рынке. Выжили те, кто сумел минимизировать свои расходы, чтобы не слишком поднять цены и сохранить лояльность клиентов. В 2016-м, очевидно, повторится стратегия прошлого года: на фоне стабилизации экономической ситуации рынок будет стабильно, но незначительно расти, массового роста ждать не стоит. Так что, по мнению экспертов рынка косметологии и салонов красоты, общая тенденция пока не позволяет говорить о реальном восстановлении рынка. Впрочем, по подсчетам специалистов, прогноз до конца года довольно стабилен – они ожидают, что рынок поднимется до 5% в годовом измерении. Основной рост придется на сегмент салонов более высокого класса.

  • Сколько стоит быть красивым:
  • Салон эконом-класса (доля 40-50%), гигиенический маникюр – 60 грн, женская стрижка – 150-250 грн.
  • Салон среднего и среднего+ уровня (доля 25-30%), гигиенический маникюр – 90-150 грн, женская стрижка – 350-700 грн.
  • Салон люкс-класса (доля 10-15%), гигиенический маникюр – 200 грн, женская стрижка – 800-1500 грн.
  • VIP-салон (доля 5-10 %), гигиенический маникюр – 250 грн, женская стрижка – от 1000 грн.
07.09.2016
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА