Крест лидера

Как владельцу бизнеса стать эффективным руководителем
Лидерство – это попытка влиять на себя, на других людей, на события и системы.
Наталья Павлова
основатель Студии развития руководителей SmartTime

У многих владельцев компаний возникают проблемы с управлением людьми. На крупных предприятиях есть штат заместителей, помощь НR. А владельцу малого бизнеса приходится самому управлять и процессами, и людьми, что нередко сложно для тех, кто привык отвечать только за свою работу, является профессионалом, но не лидером. Мы узнали, как владельцу бизнеса освоить функции руководителя и стать лидером для своей команды.

Начинающие бизнесмены часто прибегают к крайностям в управлении: либо пускают все на самотек, полагаясь на личную ответственность каждого работника, либо стараются вникать во все мелочи и охватить все участки. Обе стратегии приводят к одному: безответственности и безынициативности работников, перегруженности руководителя и хаосу в бизнес-процессах. Такие предприятия абсолютно неконкурентоспособны во время кризиса.

«Обычно новоиспеченный предприниматель заботится прежде всего о том, чтобы сработала бизнес-идея, чтобы можно было успешно продать продукт компании и заработать. В это время мало кто задумывается о том, что ему придется руководить людьми. Поэтому рано или поздно в новой компании наступает первый управленческий кризис. Причина проста: руководитель не понимает, что значит управлять», – делится опытом Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting. Чтобы научиться управлять, необходимо знать обязанности руководителя бизнеса.

Если не выполнять этих указаний, руководитель вскорости почувствует, что ему приходится работать все больше, а эффективность компании уменьшается.

Стать лидером

Существует немало теорий лидерства, объясняющих его феномен и происхождение. Большинство экспертов пришли к выводу, что любой человек рождается с определенным лидерским потенциалом, который он использует и развивает или не делает этого. Поэтому каждый, кто хочет стать лидером и готов нести это бремя, может добиться успеха. С чего начать?

«Начните воздействовать на себя, – советует Наталья Павлова, основатель Студии развития руководителей SmartTime. – Ведь лидерство – это попытка влиять на себя, на других людей, на события и системы. Поймите свою задачу в жизни, определите свой путь, поставьте амбициозную цель, организуйте себя, развивайте силу воли». Если вы способны управлять собой, то наверняка сможете управлять другими людьми.

«Первое, что нужно, чтобы стать лидером – это выбрать деятельность по душе. Это должна быть такая сфера, чтобы в ней было место для работы команды, чтобы можно было определить цель, которая будет заряжать энтузиазмом всех», – считает Высоцкий.

Лидер должен постоянно напоминать коллективу о целях, разъяснять их, помогать людям преодолевать страх поражения. Еще один важный признак лидера – стабильность. «Часто людям необходим не умный и прогрессивный лидер, а надежный, потому что они хотят верить в то, что цели и правила игры останутся неизменными достаточно долго», – замечает эксперт. Если лидер не меняет точку зрения, ценности, характер и тому подобное, доверие к нему и уверенность в достижении цели растет. Если он постоянно меняет курс – доверие к нему падает.

ХРЕСТ-ЛІДЕРА_1

Какой руководитель, такая и команда

«Хотите построить команду – интегрируйте себя в нее. Станьте лидером, научитесь принимать решения, воплощать их, нести за них ответственность, – советует Оксана Немерюк, HR-директор Treeum, бизнес-тренер, эксперт по управлению персоналом. А для начала наймите качественных сотрудников, а именно — с ценностями, которые близки вашей компании, с желанием развиваться, нацеленных на результат, с умением работать в команде и самостоятельно».

По мнению Немерюк, ценности – это основное, поскольку если вы идете в одном направлении, то не надо никого уговаривать и подгонять. «Хороший руководитель сначала видит полную картину своей команды, понимает, куда она будет двигаться и какие качества и навыки должны быть у людей, как они будут дополнять друг друга», – говорит она. И подчеркивает необходимость должностных инструкций, ведь они нужны и руководителю, и работникам. По мнению эксперта, не желают тратить время на создание должностных инструкций те, кто окончательно не определил должностные функции, или те, кто не понимает важности этого вопроса. Или же нечестные работодатели, которым невыгодно четко описывать функциональность, поэтому они и «подбрасывают» дополнительные обязанности подчиненным за ту же заработную плату.

Должностная инструкция – своеобразный договор между сотрудником и работодателем, в котором указаны функции позиции, ответственность, структурное подчинение. Сотрудник, ознакомившись с инструкцией, получает ответы на вопросы, что конкретно ему нужно делать, что в компании называют качественной работой.

Чтобы как можно быстрее поставить новичка на ноги, нужны план стажировки, стандарты работы, описание процессов, видеотренинги. Так считает Немерюк и подчеркивает, что такие документы следует составлять вместе с подчиненными, ведь они знают все нюансы своей профессии.

Не делайте вместо подчиненных

Некоторым руководителям проще сделать работу самому, чем делегировать ее подчиненным. Это означает, что такой бизнесмен не осознает себя руководителем. «Когда руководитель выполняет работу сам, он не является руководителем вообще, – ставит диагноз Высоцкий. – Он просто рядовой специалист. И если его ставка выше, чем зарплата специалиста, то этот «руководитель» просто грабит свою компанию».

Поэтому предпринимателю нужно осознавать: деятельность руководителя заключается в том, чтобы работу выполняли подчиненные. Высоцкий дает несколько рекомендаций, как приучить и подчиненных, и себя к тому, чтобы делегированные задачи выполнялись.

1. Отдавайте распоряжения письменно

Самая распространенная причина невыполнения и необходимости выполнять работу за подчиненных – отсутствие контроля со стороны руководителя. Он отдает распоряжение и сам забывает о нем. Еще одна причина – сотрудник не понимает, что именно ему нужно сделать. Письменное распоряжение дает возможность работнику при необходимости перечитать задание и разобраться, чего от него требуют. Храните в отдельной папке копии всех распоряжений, чтобы самому о них не забывать.

2. Принимайте проблемы только «в комплекте» с решением

Руководители часто сами приучают своих подчиненных к тому, чтобы те «несли на стол» руководителю все проблемы. «Не позволяйте сотрудникам требовать от вас решения задач. Приучите их к тому, что любая проблема должна быть вместе с предложенными решениями», – подчеркивает Высоцкий. Если, к примеру, клиент требует особых условий от продавца, то пусть этот продавец сам предложит, как ему нужно поступить. Если руководитель будет требовать от подчиненного решений, эти решения будут становиться все более грамотными, а сотрудники – более самостоятельными.

Бизнес-тренер уверен: если руководитель будет придерживаться хотя бы этих двух правил, со временем он увидит, что ему легче делегировать и что он гораздо меньше работы выполняет вместо подчиненных.

Руководителем быть непросто, но при желании эффективному управлению можно научиться, так же, как и развить свой лидерский потенциал. И бизнес от этого только выиграет.

ХРЕСТ-ЛІДЕРА_2

Семь зон ответственности руководителя

1. Лидировать. Ставить цель, создавать, влиять, обеспечивать ресурсами свою команду. «Определение целей – это основа деятельности команды, – подчеркивает Высоцкий. – Если сотрудники на вопрос о цели компании не могут дать более-менее вразумительного ответа или говорят «деньги» или «доход», то это означает, что руководитель не занимается определением и продвижением целей.

2. Планировать. Осуществлять стратегическое, тактическое и операционное планирование, грамотно распределять время и управлять активностью своей команды. Руководитель должен распределять функции между сотрудниками и устанавливать способы их взаимодействия. «Если есть функции, которые «выполняют все», но никто за них не отвечает, это может повлечь проблемы, которые лягут на плечи руководителя», – отмечает Высоцкий.

3. Ставить задачи. «То есть грамотно выбирать сотрудника для выполнения определенных задач и формулировать их так, чтобы работник все понял и выполнил в срок с оптимальными ресурсами, без ошибок и автономно», – отмечает Наталья Павлова. А Высоцкий советует обеспечить каждого подчиненного планом работы в письменном виде минимум на неделю.

4. Корректировать работу команды. Учить, показывать пути реализации задач, помогать преодолевать трудности.

5. Контролировать и обеспечивать качественную обратную связь. Определять необходимые точки контроля, оценивать работу своей команды, показывать, что важно улучшить, изменить или прекратить.

6. Мотивировать и привлекать. Повышать мотивацию каждого члена команды, усиливать стремление работать лучше, приносить больше пользы, брать на себя ответственность и выполнять обязательства.

7. Коммуницировать. Обеспечивать команде понятное, своевременное получение информации о бизнес, рынке, продукте, об изменениях и возможностях. Общаться с командой в формальном и неформальном режиме, вводить прозрачные правила взаимодействия.

Если не выполнять этих рекомендаций, руководитель впоследствии почувствует, что ему приходится работать все больше, а эффективность компании падает.

Рабочее ругательство

Ненормативная лексика иногда необходима в рабочем быту. Об этом свидетельствуют исследования профессора Университета Восточной Англии Иегуды Барухта. После многолетних исследований он пришел к выводу, что острое словцо в некоторых ситуациях приносит пользу, повышая рабочий КПД.

Матерная речь

1. Сплачивает коллектив. В некоторых компаниях признаются, что благодаря неформальному общению с крепким словцом смогли сохранить дружеские, почти семейные отношения в коллективе. Поэтому, уверяет профессор Барухт, можно позволить подчиненным материться на рабочем месте. Врач-психотерапевт Владимир Ананьев, который давно работает с патологическими сквернословами, отмечает: неприличные слова вырываются тогда, когда человеку не до шуток. А мат помогает снять эмоциональное напряжение и выразить чувства.

2. Улучшает дисциплину. В некоторых случаях нецензурная лексика помогает быстро донести работникам суть вопроса и задачу. Владелец логистической компании рассказывает, что водителям самосвалов часто приходится заполнять рабочие документы (сменный рапорт или путевой лист). Но они обычно ленятся и откладывают дело в долгий ящик. В конце месяца им, конечно, трудно вспомнить, когда и кому они возили щебень. Поэтому начинают бегать, выяснять, переспрашивать. Руководитель устал от постоянного беспорядка и халатности, собрал всех и на «понятном» языке объяснил, как следует работать. И дело пошло на лад.

3. Повышает авторитет. Владелец одной из строительных компаний утверждает, что с монтажниками без смачного словца не поговоришь. Они не будут уважать тебя как руководителя, если не «загнешь». Когда на объекте останавливается работа, он не выбирает слов, чтобы «вдохновить» подчиненных. А они потом говорят: Васильевич – мужик, загнул – и уже авторитет. Однако не стоит перебарщивать. В момент ожесточенной дискуссии ограничьтесь 5-6 крепкими выражениями.

Книга по теме: А.Высоцкий «Малый бизнес. Большая игра. Стандарты управления малым и средним бизнесом». В ней рассказано, как должен работать каждый из основных инструментов управления.

05.06.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА