Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Почему одни достигают успеха и стабильности, а у других каждый день пожар? Почему одни компании двигаются так легко, без чрезмерных усилий руководителей, а другим не помогает ни ежедневное вмешательство владельцев, ни дополнительное финансирование? Ответ может быть прост — первые достигли гармонии. И я говорю не о философском определении этого слова, гармония — это абсолютно конкретное, измеримое состояние бизнеса. Как его достичь?
Дисгармония
Когда я прихожу в компанию как независимый член совета директоров, первое, что бросается в глаза, — это несоответствия. Компания заявляет, что ее клиенты — современные люди, а у нее даже нет сайта, или он давно устарел. Разработан новый продукт с потрясающим дизайном упаковки, но нет стандартов мерчандайзинга, хромает торговый маркетинг, и в итоге хороший продукт оказывается за углом на нижней полке. Подобные вещи приводят к дисгармонии, которая создает препятствия и заставляет нас постоянно прилагать усилия для их преодоления.
Если же продукт, его упаковка, каналы продвижения и т. п. соответствуют целевому покупателю, то все идет само собой. Почему корпорация Toyota, выйдя на рынок Украины с брендом Lexus, создает новые места продаж, сервисную сеть, каналы коммуникаций? Ведь было бы гораздо дешевле использовать всё, уже созданное для их же продукции под брендом Toyota. Но тогда потребитель ощутил бы дисгармонию.
Я не призываю Вас слепо копировать действия лидеров, гораздо важнее следить за тем, как они исправляют свои ошибки. Потому что в бизнесе ошибки совершают все, но только лидеры их осознают и исправляют, возвращая компанию в состояние гармонии. Ричард Брэнсон говорит, что он «охотнее учился у тех людей, которые пытались и набивали шишки, чем у той горстки счастливчиков, к которым пришел легкий успех». Почему потерпел неудачу VW Phaeton, задуманный как авто представительского класса? Они шагнули в премиум с брендом из среднего сегмента. Почему BMW продвигает свои новые автомобили под лозунгом «контрреволюция»? Потому что «революция», совершенная Крисом Бэнглом в дизайне, нарушила ключевые факторы «удовольствия за рулем»: уникальный трехспичечный руль BMW, консоль, повернутая к водителю, агрессивно-спортивные линии кузова. Все это было потеряно в «революции», но сейчас бренд-лидер возвращается к своим классическим чертам.
Если мы посмотрим на украинские примеры, то здесь нас ждет просто энциклопедия глупости. В популярном кафе в центре Киева или Одессы (в центре потока иностранцев) может не быть терминала для расчета пластиковыми картами, а в конференц-центре через стенку, одновременно с тренингом, может проходить свадьба.
Чем страшна дисгармония для бизнеса? Прежде всего созданием неэффективной бизнес-модели. Украина очень быстро движется в мир, где конкурируют не только с товарами и услугами, а прежде всего с бизнес-моделями. УАдриана Сливоцкого есть интересная схема — треугольник, который показывает, что сильный бренд всегда опирается на хороший продукт и на эффективную бизнес-модель. Украинский бизнес до 2009 года развивался, ориентируясь на объем, на долю рынка. Интерес к нему западных покупателей до кризиса 2008 года основывался на том, что наши компании неэффективны и внедрение жестких стандартов управления может ощутимо повысить эффективность бизнес-модели.
Не осознав этой проблемы, сегодня компании пытаются поднять продажи на упавшем рынке с помощью рекламы и других маркетинговых коммуникаций. Но нерешенные внутренние проблемы с брендингом (бренд-идентичность, дизайн, архитектура…), мерчандайзингом, торговым маркетингом, клиент-сервисом и т. п. снижают отдачу от продвижения в разы. Это все равно, что лить воду в дырявое ведро.
Теперь добавьте проблемы с логистикой, производством — потери вырастают. А если коснуться вопроса персонала… Мы очень хотим, чтобы клиенты любили нашу продукцию или услуги, но при этом наши сотрудники ненавидят свою работу. Вы чувствуете дисгармонию?
Верхняя планка
В самой гармонии нет ничего невозможного. Существует ряд теорий, которые уже пытались описать пути ее достижения. Например, ТОС — теория ограничений Голдратта, TQM — теория всеобщего управления качеством, CRM в маркетинге (но на уровне стратегии, философии бизнеса). Все они помогают сбалансировать ресурсы, выстроить их на одном, соответствующем друг другу, уровне.
Но c ресурсами все относительно просто. А вот что сложно гармонизировать, так это желания и мечты владельца с его пониманием, как этого достичь. Поэтому вторая важная вещь (после дисгармонии), которую я пытаюсь найти в компаниях, — это линия гармонии. То есть тот уровень, под который мы должны подогнать все ресурсы, на котором выстроить позиционирование компании. И это не обязательно самая высокая точка, иногда «зашкаливающие» звенья стоит опустить. Уровень гармонии — это еще и уровень Вашего комфорта. Если Вы начинающий водитель, не нужно разгонять автомобиль до 150 км в час, следует найти скорость, на которой будете уверенно им управлять.
Как найти эту линию? Линия гармонии всегда проходит в голове человека, который обладает полной властью в конкретном бизнесе (владелец, старший партнер или CEO, наделенный полномочиями). Она всегда проходит в рамках его возможностей сформировать видение бизнеса, удерживать стратегический фокус и вести за собой людей.
Великий Леонардо да Винчи говорил, что есть три типа людей:
— те, кто видит;
— те, кто видит, когда им показывают;
— и те, кто не видит.
Линия гармонии — это верхняя планка, граница развития. Нет никакого смысла усиливать топ-менеджмент, привлекать лучших экспертов, дополнительные инвестиции, если они превышают линию гармонии, комфорта и возможности видеть в голове первого лица.
Не торопитесь записывать в свой план пункт о том, чтобы «стать номер один на рынке до конца 2011 года», сначала найдите свою линию гармонии или тех, кто поможет Вам ее увидеть. А хотите ее поднять — развивайте себя.
Особый талант — предпринимательство
Существуют две принципиальные проблемы, которые отличают украинский бизнес от современного западного и мешают ему стать гармоничным. Возможно, они же отвечают на вопрос, почему до сих пор нет украинского Apple или Skype.
Первая заключается в том, что у нас почти всеми основателями бизнеса прежде всего движет желание получить источник большого дохода. Статистика на Западе показывает, что в течение жизни Вы получите больший доход, если сделаете карьеру, а не откроете свое дело. У основателей чаще другой мотив — они стремятся реализовать себя в любимом деле, создают желаемый образ жизни. Отсюда и неиссякаемый источник энергии. В нашем же случае часто происходит, как в одном французском фильме: «Когда жизнь становится такой, что месяцы и годы пролетают как одно мгновение, а дни не заканчиваются никогда», т.е. бизнес перестает интересовать его основателя.
Вторая проблема основывается на нашем нежелании понять (или принять), что предпринимательство и менеджмент — это совершенно разные компетенции. Предпринимательство — это особый дар, талант. Такой человек увлекается быстро и легко превращает идею в бизнес, заражая и организовывая людей вокруг себя. Но на определенном этапе роста компания нуждается в профессиональном менеджменте. Только единицы среди основателей могут оказаться впоследствии успешными CEO. И так возникают шутки, что «компания сегодня развивается не благодаря владельцу, а вопреки».
Переход управления к профессионалам — это не простой и не быстрый вопрос. Но если бизнес созрел для этого, а его основатель все еще нет, то не будет гармонии и не будет развития. Ричард Брэнсон говорит: «Когда Вы только начинаете свое дело, вникайте в каждую деталь, проверяйте каждый чек! Но когда бизнес вырос, задайте себе важный вопрос: «Кто Вы? Предприниматель или менеджер?»
Итак, гармония начинается с первого лица. С его внутреннего мира, с того, насколько он сам верит в идею, видит и любит ее. Этот дух непременно передается коллективу, создавая гармонию в команде. И дальше перерастает в отношение к покупателям, к партнерам, создавая гармонию вокруг. И в какой-то момент Вы вдруг ощутите, с какой легкостью все двинулось вперед, как переполняет Вас удовольствие от любимого дела, и Вы живете так, как мечтали всегда! И тогда приходят деньги… Приходят сами.

23.12.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА