Море данных: как Одесская область развивает туризм с помощью Big Data

Популярно

В популярности украинского туризма в последние годы немаловажную роль сыграл экономический фактор — позволить себе отдых за пределами страны могут далеко не многие. Однако о результатах такой популярности и отдыхе в Украине бытуют разные мнения: от абсолютной «зрады» до полной «перемоги». В чем же причина подобных разночтений? Прежде всего — хромая на обе ноги статистика туристической отрасли страны. Данные, формируемые туриндустрией, и информация от пограничных пунктов о входящем потоке зарубежных туристов могут отличаться на три нуля. И вот, чтобы добиться реальных цифр по своему региону, власти Одесской области запустили пилотный проект по мониторингу турпотока при помощи технологий Big Data. Редакция AIN.UA рассказывает, что из этого получилось.

1436722355_40630834

? Проблема

Использовать данные мобильной связи. Мобильная связь – самая популярная технология, телефон есть у подавляющего большинства украинцев. А у телеком-операторов есть возможность отслеживать перемещение абонентов по сигналам базовых станций. Поэтому власти области обратились к мобильным операторам с просьбой открыть данные о том, сколько туристов посещают Одесскую область. На запрос госструктур откликнулся «Киевстар». Пилотный проект по мониторингу турпотока начался в 2016 году. 

! Решение

Использовать данные мобильной связи. Мобильная связь – самая популярная технология, телефон есть у подавляющего большинства украинцев. А у телеком-операторов есть возможность отслеживать перемещение абонентов по сигналам базовых станций. Поэтому власти области обратились к мобильным операторам с просьбой открыть данные о том, сколько туристов посещают Одесскую область. На запрос госструктур откликнулся «Киевстар». Пилотный проект по мониторингу турпотока начался в 2016 году.
 

Как это работает

Два раза в год — в октябре (после окончания сезона) и январе-феврале (по итогам прошлого года) — Киевстар готовит мониторинг под запрос Одесской областной госадминистрации (ОГА). Он учитывает данные по критериям «регион», «месяц», а также предоставляет разбивку на внутренних и иностранных туристов. Туристом же считается тот, кто провел в пределах Одесской области больше суток.

Операторская сеть позволяет отследить, откуда приехал абонент, — можно увидеть, жители каких областей или стран предпочли курорты Одессы. Так, в прошлом году наибольший поток туристов в регионе в сети «Киевстар» был из Киевской, Николаевской и Винницкой областей (суммарно — более 40% внутреннего потока), а среди представителей из зарубежных направлений по-прежнему лидирует Россия. В целом на заграницу пришлось 21% курортников.

 regions_mobile2
 
countries_mobile2
 
В мониторинге видно, где находились туристы большую часть времени – например, в Одессе, Затоке или на других курортах. По этим данным можно понять, какие конкретно места пользуются спросом. 
У Киевстара крупнейшая абонентская база в стране — 26 млн. Это очень большая выборка, но чтобы представить себе поток в целом и говорить о тенденциях, власти распространяют полученные данные на общую численность населения страны.
 
Роман Козловский,
И.о. начальника управления туризма, рекреации и курортов в Одесской ОГА:

«Можно было бы придумать и еще более сложные формулы подсчета, чтобы уменьшить погрешность, но и получаемый сейчас результат намного точнее того, чем располагала область раньше. Мониторинг от Киевстара насчитал за год 3 млн туристов. А значит, если брать по самым скромным оценкам (например, у кого-то может быть две карточки, кто-то ездил туда-сюда по делам) и экстраполировать эти цифры в масштабе Украины, то можно говорить о 5 млн туристов, которые побывали в Одесской области за год» 

 

Что это дает

Результаты мониторинга публикуются в открытом доступе и дальше их в маркетинговых целях используют компании, связанные с туризмом. Big Data позволяет понять, в каких регионах (и странах) туристический бренд Одесской области представлен хорошо и там достаточно поддерживать знание о нем на том же уровне, а где необходимы дополнительные маркетинговые активности вроде посещения отраслевых выставок, рекламы, работы с туроператорами, чтобы качественно поднимать туристическую привлекательность региона.
 
tild6438-6262-4533-b362-383862663237__tourism
 
По динамике посещения области гостями видно, что высокий сезон в ней держится преимущественно в июле и августе. Эта информация может быть полезна как для работы над расширением «сезонности» региона, так и для проведения активностей для массовой аудитории в определенный период.
 
tild3532-3263-4139-b739-353636393135__visitors
 
ОГА не может повлиять на гостиничный бизнес, так как он реагирует на спрос. Но вот учесть мониторинг Big Data и договориться с «Укрзализныцей» о запуске поезда на юг Одесской области — в направлении популярных курортов Затока и Сергеевка, куда раньше можно было попасть только на электричке или по автомобильной дороге, – это оказалось властям по силам. И хоть полученные данные стали не единственным аргументом, но они существенно укрепили позицию властей в этом вопросе. Так что теперь гости региона уже могут воспользоваться услугами состава Киев-Измаил, который курсирует на постоянной основе с осени 2016 года.
 
train
 
Своим опытом по использованию результатов телеком-мониторинга одесские власти поделились с коллегами из других областей. По их словам, там тоже заинтересовались анализом Big Data для пользы своих регионов — на сегодняшний день похожие запросы уже сформированы в Херсонской (на уровне города) и Винницкой областях.
 

Что еще можно узнать

Помимо туристических потоков мобильная связь дает возможность анализировать миграцию населения внутри страны — из городов-сателлитов в крупные центры, отслеживать транзитных посетителей и т.д.

Долгосрочный сбор больших данных и их анализ позволяют не только оценить ситуацию и увидеть существующие проблемы, но и дают возможность сделать прогноз на будущее – что будет пользоваться спросом у населения, где возрастет нагрузка на инфраструктуру и что можно сделать, чтобы решить эти задачи наиболее рационально. В развитых странах мира (например, в Южной Корее, о которой мы уже рассказывали) Big Data используется не только для принятия решений о запуске новых государственных услуг, но и для их дальнейшей корректировки. Там экономят значительные средства бюджету, точечно направляя ресурсы туда, где необходимы улучшения.

 

primorskiy_bulvar_6

 

Владимир Остащук, 
Директор по работе с государственными предприятиями Киевстар:

«Желание Одесской ГА упорядочить, систематизировать и проанализировать данные по потоку туристов говорит о том, что регион развивается и заинтересован в том, чтобы меняться к лучшему — создавать более комфортные условия для своих гостей, учитывать их предпочтения и предлагать новые качественные сервисы взамен устаревшей инфраструктуры.

В конечном итоге это огромный плюс для всей нашей страны. И я уверен, что со временем будет появляться все больше таких проектов, в основе которых окажутся большие данные и их тщательный анализ.

Big Data — это как набор кубиков Lego. Каждый кубик по отдельности не представляет собой практической ценности. Но в составе цельной конструкции — это элемент, без которого не обойтись, чтобы дом стал домом, самолет — самолетом и т.д.

У телеком-операторов огромный поток данных, которые при правильном использовании могут принести большую пользу. Главное — понимать, что вы хотите получить и задать правильный вопрос»

 
 
Автор: Нина Глущенко

 

 

 

12.05.2017
Что нового
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА