Не кредитом единым. Почему украинцам трудно запускать свое дело

Как малый бизнес отреагировал на программу поддержки Будуй своє

Что еще мешает запустить малый бизнес в Украине и почему хорошее менторство иногда лучше дешевого кредита?

 

Денег нет; всё это только до первого прихода налоговой; нестабильная валюта; недобросовестные партнеры; рейдерство. И многое другое, что уже давно въелось в мозги украинцев при словах “свой бизнес”. Законодательство пытается упростить жизнь малым и средним предпринимателям, однако налоговые изменения редко учитывают именно психологический фактор сопротивления. И не дают результатов.

 

Попробовать победить эту гидру из страхов — а заодно и сломать стереотип о своем старом наследии — решил Ощадбанк. С 15 сентября стартовала программа Будуй своє, направленная на поддержку малых предпринимателей. К вопросу подошли комплексно — выделили четыре блока: продуктовый, обучающий, партнерский и финансовый. Блоки друг от друга не зависят.

 

В банке охотно делятся информацией об обучающем блоке. На портале зарегистрировалось более 27 тысяч участников и 60 менторов. Говорят, что запуск портала был очень быстрым — от начала разработки до выхода в эфир прошло 2 месяца. Многих посетителей, по словам одного из менеджеров проекта, заинтересовал тест “Какой ты предприниматель” — его прошли 39 600 человек (автор статьи тоже из интереса прошел его и узнал, что нужно подтянуть знания по маркетингу и менеджменту). А Facebook-страница портала с сентября доросла до 39 тысяч подписчиков.

 

“Есть яркие кейсы — например, менторские сессии. На сайте уже несколько интервью по итогам сессий. А еще мы начали кредитование мелких бизнесов”, — говорит Екатерина Дубина, замдиректора департамента маркетинга Ощадбанка.

 

В партнерский блок вошли несколько крупных компаний, среди которых и Киевстар. “Мы с готовностью откликнулись на предложение Ощадбанка о сотрудничестве в рамках Будуй своє. Наша главная компетенция — коммуникация. Поэтому в помощь начинающему предпринимателю мы предложили лучшие инновационные решения для контакта с будущим клиентом”, — делится Иван Буняк, руководитель отдела по работе с партнерами компании Киевстар.

 

Еще в начале года мы пообщались с несколькими бизнесменами, которые заинтересовались программой Будуй своє, и узнали об их мотивации и первых впечатлениях. Многие из опрошенных еще не до конца вникли в программу. Далеко не все готовы делиться информацией о кредитовании.

При общении также выяснилось, что сдерживающий фактор в начале бизнес-пути — далеко не всегда деньги.

 

Иван Томилин, директор ИВИ-Софт Корпорейшн (программное обеспечение для заведений индустрии красоты и типографий):

Посвятив полгода разработке своих продуктов, мы узнали, что их продвижение – не менее серьезный и трудоемкий процесс, в который также приходится вкладывать значительные средства. Как ни парадоксально, но чтобы продавать что-то, надо основательно потратиться.

В поисках инвестиций я вышел на портал Будуй своє. Среди прочего заинтересовала возможность получить бесплатную консультацию от профессионалов высокого уровня. Я прошел онлайн-тест, записал ролик о себе и отправил вместе с мотивационным письмом. Через неделю мою заявку подтвердили, определили нужное направление, а еще чуть позже мы встретились с ментором. Главное, что меня интересовало — как привлечь инвестиции в IT-продукт.

 

В итоге мы получили:

  1. независимую оценку своей деятельности и наших продуктов;
  2. краткую лекцию по экономике и принципам инвестирования применительно к нашей ситуации;
  3. дельные советы по составлению бизнес-плана, привлекательного для инвестора;
  4. практические советы по продвижению нашего продукта и стратегии компании в целом;
  5. контакты профессионалов, которые могли бы быть нам полезны;
  6. заряд уверенности в том, что у нас все получится.

 

После встречи я прошел пару уроков по маркетингу. В ближайшее время хотелось бы встретиться с экспертом в данной отрасли. Очень нужен совет по позиционированию продукта.

 

Антон Расторгуев, основатель компании Финансовый Гид Олимп:

В бизнесе я 7 лет. Один из проектов — узконаправленные юридические услуги. Второй — интернет-коммерция, дистрибуция, оптовая продажа. В общей команде у меня 12 человек.

Я узнал о программе Ощада из открытых источников. На обучение не записывался, потому что если что-то и приходило в виде приглашений, я мог их пропустить. Проект интересный, но, как по мне, для собственников бизнеса о нем мало информации. Возможно, я просто не уделил этому достаточно времени — очень плотный график.

 

Анна Ермохина, собственница оптовой базы Теремок-Опт (продажа товаров народного потребления):

О проекте узнала от работников Ощадбанка. Удалось побывать на большом фестивале предпринимателей, где было много разных тренеров. Я считаю, что Ощадбанк показал себя очень прогрессивным, потому что эти знания стоят достаточно дорого. Собрать этих тренеров в одном месте — большое достижение. К сожалению, по самой программе мы не пошли, потому что офлайн-обучение предлагалось во Львове и Киеве, а мне хотелось бы “без отрыва от производства”.

Меня и таких же, как я, присоединили к закрытой группе Facebook. Там мы делимся друг с другом информацией, книгами, советами. Ведь практически у всех нас одинаковые трудности. Бывает вопрос ерундовый, но человек сам по себе не знает, как его решить. Тогда помогает сообщество.

В свое время я начала бизнес, потому что реально нужно было чем-то кормить ребенка. Понимаю, что в другой ситуации никогда в жизни не пошла бы делать что-то свое. Когда тебе кто-то сверху рассказывает, что нужно делать, намного проще. А тут ты сам планируешь, сам отвечаешь за все проколы собственным кошельком.

Сейчас в компании работает 12 человек. Очень хорошо помню ломку, когда приучала себя делегировать полномочия подчиненным. Но в итоге нашла хороших специалистов на каждую из должностей. А после посещения фестиваля я инициировала большое обучение и на фирме.

 

Олег Мокранский, владелец семейной пекарни:

Около года назад я сменил юридический профиль на семейную пекарню. Сейчас вместе с женой печем под заказ, занимаемся этим уже год, много заказов приходит по “сарафанному радио”, но начали развивать проект и в Facebook, даем рекламу в местной газете.

Конкретно в этом бизнесе мне не хватает денег и опыта. Поэтому записался бы на менторскую программу, чтобы получить совет, куда развиваться — возможно, от кого-то с похожим бизнесом.

На программу от Ощадбанка я наткнулся, когда хотел понять, есть ли в Украине вообще какая-то поддержка малого бизнеса доступными кредитами. Например, мне нужно было купить печку с расстойкой, на это нужно было около 100 000 грн. Поискал варианты, посмотрел на проценты, понял, что не потяну. В итоге вложил деньги, построил саму пекарню, поставил печь. Пытаюсь продумать, как быть дальше, потому что для хорошего старта нужно еще хотя бы тысяч 50. Хотя не исключено, что на самом деле нужен точечный совет или подсказка альтернативного варианта.

 

Валерий Гусак, основатель компании Домовая служба:

Моему бизнесу 15 лет, филиалы есть в 5 разных городах. О программе Будуй своє я узнал от своей знакомой из Ощадбанка. Мне такие вещи интересны — и я подписался в качестве участника. Сейчас приходят рассылки, где и чему можно поучиться. Хотя иногда я вижу, что могу больше учить, чем учиться.

В малом бизнесе схема развития примерно одна и та же, а проблемы — очень похожи. Хоть в услугах, хоть в торговле. Например, человек не может отделить свои собственные деньги от денег компании. Или у него есть убеждение, что все нужно делать самому, потому что лучше не сделает ни один наемный работник.

Я могу выступать ментором, потому что свою систему построил с нуля. Выделить время для 1-2 человек, чтобы вытянуть их с начального предпринимательского уровня на ступеньку выше. И сейчас этим занимаюсь: общаясь с человеком, понимаю, чего ему не хватает, чтобы продвинуть бизнес дальше, и даю очень конкретные рекомендации.

Из того, что я видел в программе, она предлагает кредитование, учебные семинары и дает информационную рассылку. В рассылке есть очень интересные материалы, например, истории успешных людей. Я состою во львовском Клубе деловых людей, и мы практикуем поездки небольшими группками к таким людям. Они рассказывают, что да как у них получилось. Если программа так куда-то повезет, я с удовольствием поеду, потому что каждая история уникальна, и у каждого есть чему поучиться.

То, что ввели менторство, очень правильно. Результат от многолюдных семинаров — порядка 5%. От правильного менторства — 80-90%, ведь все индивидуально. Плюс проблема может быть совсем не в том вопросе, на который смотрит сам человек — и ментор может на это указать.

 

Иван Буняк, руководитель отдела по работе с партнёрами компании Киевстар, партнер программы в блоке Будуй своє просто:

Ключевым фактором развития любого бизнеса является коммуникация — с клиентами, с партнерами, с поставщиками, с инвесторами и т.д. Мы предложили участникам программы три продукта.

Первый — CRM-система в паре с IP-телефонией. Участник программы Ощадбанка получает 3 месяца бесплатного пользования системой самым дорогим пакетом. Это как тест-драйв самой лучшей машины, после которого человек выберет ту комплектацию, которая ему нужна и которую он потянет. А без телеком-составляющей CRM — все равно незаконченная система. Поэтому предоставляем в комплексе также IP телефонию со скидкой 30%.

Второй продукт — виртуальная АТС — облачная программа по управлению звонками, благодаря которой обрабатываются входящие звонки. Без дополнительных устройств она обеспечивает маршрутизацию и многоканальность. Ведь можно настроить сайт, запустить рекламу на разных площадках — и терять звонки новых клиентов из-за плохо настроенной телефонии. Виртуальная АТС помогает устранить эту брешь.

Третий продукт — Microsoft Office 365, где есть масса полезных приложений для совместной работы, хранилище файлов, корпоративная почта и многое другое.

Я считаю очень правильной инициативу банка развивать предпринимательство в нашей стране. Бизнес, особенно на старте, нуждается в поддержке. У нас появляются активные пользователи продукта CRM Битрикс, много обращений за консультациями по Виртуальной АТС и Office 365 . То есть в целом можно сделать выводы – бизнес интересуется новыми предложениями, готов использовать их для своего развития и демонстрирует нам востребованность для развития подобных партнерских проектов.

 

002428_B2B_buduy_svoye

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с LIGA.net

27.02.2018
Что нового
Популярно
комментарии