Ми працюємо над тим, щоб зробити сайт україномовним. Слідкуйте за оновленнями!

Ниши для «малышей»

Какие направления бизнеса сулят успех в 2015 году

Отечественные предприниматели в этом году неожиданно для себя получили мощный карт-бланш для нового витка развития: пока импортеры подсчитывают убытки, вызванные обвалом гривны и дополнительным налогом на импорт, малый и средний бизнес оценивают новые перспективы.

Поскольку made in Ukraine сейчас становится трендом для большинства украинских потребителей, замена дорогого зарубежного ширпотреба на качественный отечественный масс-маркет позволит мелким предпринимателям выжить во время кризиса и параллельно сделать свой вклад в спасение экономики страны.

Шанс «стать звездой»

Падение импорта на четверть высвобождает значительные сегменты рынка, которые, воспользовавшись моментом, мог бы занять отечественный производитель. Девальвация национальной валюты, удешевляя производство и рабочую силу, делает их более конкурентоспособными. И если в обычных условиях импортозамещения — это длительный и сложный процесс, то в нынешней ситуации, когда импорт идет из страны сам, можно и нужно воспользоваться возможностью занять освободившиеся ниши.

На волне патриотизма, потребительского бойкота российских товаров и повышенного интереса ко всему украинскому представители малого и среднего бизнеса имеют отличные шансы не только предложить отечественным покупателям свой продукт, но и прочно закрепиться на собственном рынке. Например, импорт мяса с начала 2014 года сократился на 37%, текстиля — на 30%, обуви — на 50%. Все это возможности для роста отечественных производств.

Как объясняет эксперт Центра политических студий и аналитики Владимир Тарнай, хорошие перспективы импортозамещения имеют производители товаров широкого потребления, машиностроения, химической промышленности. При наличии капитальных инвестиций они действительно могут рассчитывать на замещение около 10% импорта.

По информации Госкомстата, в течение 2014 года в розничном товарообороте доля всех потребительских товаров, произведенных на территории Украины, увеличилась на 5,2% — о 63,2%. При этом в структуре продтоваров отечественная продукция достигла 86%, в непродовольственной группе — 40,2%.

Отсутствие комплексной программы развития импортозамещения на государственном уровне не будет препятствием для предпринимателей, которые желают насытить внутренний рынок конкурентоспособным и качественным товаром.

По мнению консультанта по вопросам стратегии и тактики продаж Consulting Group Юрия Григорьева, малый бизнес проявляет высокую устойчивость в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем прогрессивных технологий. Как пример эксперт приводит кооперативное движение конца 80-х — начале 90-х годов. Тогда именно частные предприниматели взяли на себя бремя ответственности за обеспечение отечественных потребителей всем необходимым ширпотребом.

Кроме того, предприятия малого бизнеса оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Отсутствие сложных структур управления повышает оперативность, что, в свою очередь, способствует быстрому совершенствованию и внедрению технологий. «Поскольку объем производства на таких предприятиях небольшой, риск потерь, связанный с переходом на новые технологии, по сравнению с крупными корпорациями существенно меньше», — уточняет Юрий Григорьев.

Если на рынке продуктов питания малый бизнес чувствует себя уже достаточно уверенно, то непродовольственная категория made in Ukraine еще только находится в процессе завоевания кошельков украинцев. Например, мало кто знает, что в нашей стране достаточно хороших производителей товаров для хозяйственных нужд. Хотя после принятия закона о переходе Украины с 2021 года на безфосфатную химию в разных регионах страны появилось около 17 мини-производств, которые занялись формированием собственного бизнеса по выпуску бесфосфатных стиральных порошков.

Небольшие партии товара не позволяют наладить контакт для системного присутствия в розничных сетях, а отсутствие в большинстве случаев доступной для потребителей информации и рекламы препятствует коммуникации с «созревшим» для покупки клиентом.

Однако украинцы с интересом заглядывают в небольшие магазинчики и ларьки, где сегодня можно найти отечественную бытовую химию, органические шампуни, кремы и декоративную косметику, а также перчатки, сумки и другую кожгалантерею.

Обзоры_Малыши_карта2По прогнозам маркетолога Антона Белецкого, спрос на отечественные товары вырос в разы, и это заставит небольших отечественных производителей усилить работу относительно присутствия, имиджа и продвижения выпускаемой продукции. «Очень важно не упустить это время, ведь второго шанса, подобного настоящему периоду ренессанса, у малых и средних предпринимателей может и не быть», — предупреждает он.

Как отмечает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило, чтобы умело воспользоваться нынешней ситуацией, предпринимателям необходимо иметь определенный запас прочности, что позволяет не реагировать на экономические вызовы и сконцентрироваться на развитии.

«Как правило, основным препятствием для развития становится именно отсутствие дополнительных средств. Рассчитывать на государственные дотации наивно хотя бы потому, что на это объективно нет денег. Большой бизнес упирается в недоступность заемных средств, малый бизнес может получить толчок за счет вложения денег собственников. Для развития бизнеса некоторые готовы использовать снятые с депозита сбережения», — говорит он.

Еда для гурманов

За последний год иностранные сыры подорожали на 100-150%, океаническая и морская рыба — на 70-120%, мясные деликатесы (паштеты, фуа-гра и тому подобное) — на 100-130%, кофе и чай — на 50-80%, фрукты и овощи на 50-100%, конфеты и шоколад — на 80-100%.

Резкий рост цен практически на весь ассортимент импортного продовольствия, а также большинство ингредиентов, необходимых для производства многих отечественных продтоваров (колбасных, кондитерских изделий), в ближайшем будущем может привести к серьезному сокращению ассортимента на полках супермаркетов. С одной стороны, ритейлерам невыгодно выделять много места под дорогой товар, с другой — дистрибьюторы на фоне значительного снижения покупательского спроса не спешат закупать за валюту новые партии продуктов за рубежом.

Такая ситуация, безусловно, должна заставить отечественных предпринимателей взглянуть по-новому на продовольственный рынок. Больше всего пострадали от роста цен сырные гурманы, поэтому удовлетворить их аппетиты для местных бизнесменов — задача номер один. Тем более что положительные примеры в этой области автоматически доказываю: спрос на оригинальные сыры made home среди украинских потребителей уже давно есть.

ниши_для_малыйшей2

Как не странно, но первооткрывателями высокомаржинальных мини-сегментов на рынке сыров, на котором в Украине крупные сырзаводы традиционно занимают доминирующее место, оказались иностранцы. В частности, пионером по производству итальянских сыров на нашей земле считается выходец из Неаполя Маурицио Перкуоко. Построив собственную сыроварню Aversa в Виннице, он уже в течение пяти лет успешно варит из украинского молока настоящую моцареллу, рикотта, качотта и качокавалло.

Другой пример — франкоязычный бельгиец Бернар Виллем, который руководит козьим фермерским хозяйством «Шеврет» во Львовской области (село Дмитровичи). Из молока закарпатских коз он вместе с семьей производит домашние французские сыры.

Вдохновленный успехами иностранцев, бывший учитель из Закарпатья Петр Пригара тоже взялся за строительство собственного мини-завода по изготовлению швейцарских сыров.

Несколько лет назад финансирование на свой проект «Сельская сыроварня» западноукраинскому фермеру удалось получить благодаря поддержке Ассоциации европейских кооперативов. Кстати, по оценкам Петра Пригары, стоимость мини-сыроварни мощностью около 1,5-2 т/месяц стартует от $100-120 тыс. Подразумевается, что такая сыроварня будет заниматься варкой творога из покупного молока-сырья.

Также для украинских предпринимателей весьма актуальным является зарубежный опыт выращивания нетрадиционных объектов рыболовства (дорадо, лаврака, радужной форели, камбалы, калкана и др.). Тем более что во всех развитых странах Европы уже более 25 лет традиционный вылов рыбы и морепродуктов заменяют их выращиванием.

Действительно, при розничной стоимости красной рыбы 200-220 грн/кг и себестоимости выращенной осетровой рыбы в 55-65 грн/кг есть смысл задуматься над созданием прибыльного бизнеса.

По словам генерального директора рыболовной базы «Бестер» Алексея Курченко, отечественные водоемы идеально подходят для выращивания множества видов рыб. «Нужно инвестировать $80-100 тыс. При условии экстенсивной технологии разведения рыбы всего через три года можно будет получить рентабельность в 30%», — уверяет эксперт.

Но нужно учитывать, что деликатесную рыбу и морепродукты (осетровых, мидии и тому подобное) выгоднее всего выращивать по интенсивной технологии (в закрытых установках с температурой воды на уровне 20-24 °С круглый год и плотностью посадки рыбы около 50 кг/куб. м). Руководитель Криворожского рыбного сельскохозяйственного предприятия Сергей Закордонец утверждает: если предприниматель имеет $100 тыс. стартового капитала, то можно начать с карпового хозяйства, а $0,5-1 млн позволит заняться разведением осетра или форели.

Мода для народа

ниши_для_малышей3

По словам консультанта по стилю Зои Звиняцковской, в последнее время фокус многих украинских дизайнеров переориентировался с мечты о покорении мировых подиумов на желание завоевать сердца массового отечественного потребителя. Данные Госслужбы статистики подтверждают слова эксперта.

По итогам 2014 года продажи отечественных текстильных товаров и обуви увеличились на 1,2% — до 26,3% и 3,9% соответственно. Как отмечает директор компании «Текстиль-Контакт» Михаил Ханин, на фоне спада экономики и покупательной способности патриотизм украинцев внес свою лепту в объемы продаж. Кстати, самая острая конкуренция среди предпринимателей наблюдается в производстве футболок с гербами и вышиванок.

Пионером «моды для народа» на одежном рынке считается популярный украинский дизайнер Андре Тан, который несколько лет назад впервые начал отшивать вторую линию своих коллекций в расчете на широкий круг покупателей (масс-маркет).

Дизайнер Кристина Бобкова решилась пойти еще дальше: в прошлом сезоне она запустила линию «для народа» с моделями, отшитыми также в больших размерах (L, XL, XXL). Расчет на то, что вещами заинтересуются не только стройные девушки, себя вполне оправдал.

В отличие от коллег, дизайнер и бизнесмен Виталий Павлишин (ТМ «Украинский трикотаж») сначала запустил линию одежды «для народа» и только потом взялся за эксклюзивную. Сегодня он эксперт в вопросах создания одежды для прогрессивного массового потребителя, которого одевает преимущественно через интернет. «С офлайн-магазинами как-то не сложилось», — признается он.

Пытаясь как можно дальше отойти от принципа работы ателье, Павлишин делает ставку на футболки и нижнее белье. Расширять бизнес планирует за счет качественной, недорогой и современной детской одежды.

Такими же продвинутыми оказались и небольшие отечественные производители обуви. Воодушевленные успехами интернет-продаж Алины Качоровскої (Kachorovska atelier), в 2014 году собственные онлайн-магазины открыли торговые марки Bistfor и Tuto.

Интересно, что популяризации тренда покупать украинскую одежду в прошлом году неожиданно поспособствовала первая леди страны. Появление Марины Порошенко и ее дочерей на День независимости в платьях от молодого демократичного украинского бренда MustHave сразу же повысило интерес отечественных модниц к продукции местных дизайнеров. Последние же, в свою очередь, серьезно взялись за освоение категории масс-маркет. А основательницы бренда MustHave подумывают о сотрудничестве с большим швейным предприятием, нежели их мини-цех.

Зоя Звиняцковская отмечает, что поддерживать отечественные бренды и дизайнеров — всеми признанный международный тренд среди первых леди. «Мишель Обама и Кейт Миддлтон часто надевают во время публичных мероприятий бюджетную одежду, которую может позволить себе любая девушка. Своим выбором они подают пример, как можно выглядеть стильно и при этом не тратить огромные деньги на люксовые марки», — объясняет она.

Сейчас очень сложно сказать, когда украинские швейные фабрики откажутся от давальческих схем с европейцами (крупные швейники в течение многих лет успешно отшивают на Запад массовые коллекции по лекалам ведущих европейских дизайнеров) и перейдут на сотрудничество с местными модельерами, чтобы обеспечить одеждой отечественных модников и модниц.

Однако даже эта инертность не останавливает сегодня украинских дизайнеров. Выпуск первых капсульных коллекций для интернет-магазинов (например, Анна Зосимова и Елена Иванова для beintrend) приближает отечественных модников с ограниченным бюджетом к оригинальным дизайнерским вещам. Благодаря совместным усилиям удается держать более-менее приемлемые цены: за 500-900 грн можно купить платье, за 800 грн — брюки.

20.04.2015
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА