На сайте ведутся технические работы, в связи с чем возможно некорректное отображение статей. Просим извинить за временные неудобства.

Новая реальность. Что делать бизнесу, чтобы ей соответствовать?

Каждый кризис разделяет бизнесменов на два типа, имеющих прямо противоположные точки зрения. Первая — традиционная — кризис затянулся и нужно разобраться кто виноват. Вторая — прогрессивная — кризиса больше нет, сложности, которые мы видим — это новая реальность и нам нужно ей соответствовать. На языке природы — соответствовать новой реальности — означает научиться приспосабливаться и сотрудничать с другими игроками.
Приспосабливаться
Российский Форбс в прошлом году опубликовал интересную статью о бизнесмене, который принципиально выбирал только неблагополучные страны. Сферой его интересов была мобильная связь. Несколько раз ему, правда, пришлось спасаться бегством, но в итоге его доходы стали измеряться шестизначными цифрами. Что сделало бизнес этого смелого предпринимателя успешным?
В формировании фундамента капитализма у старика Дарвина не меньше заслуг, чем у Адама Смита и его «невидимой руки». Естественный отбор гласит: когда внешняя среда изменяется и становится агрессивной, выживают не самые большие, быстрые или умные — выживают самые приспосабливаемые.
Важно обратить внимание на две важных детали.
Первая — это размер инвестиций в изменения. Приспособиться, чтобы выжить не означает идеально соответствовать новым запросам внешнего мира. Ваша задача, прежде всего, — опередить конкурентов. Инвестируйте осторожно, не поднимая планку слишком высоко — перепрыгивать ее прийдется и вам. Но, безусловно, другим фактором, определяющим размер «прыжка» является то, кого вы считаете своими конкурентами.
Вторая деталь — как правильно трактовать термин «Приспосабливаемость». Речь не идет о том, чтобы поменять «крышу», изменить размер взятки, стать членом правящей партии и тп. Приспособиться сегодня — это, прежде всего, повысить эффективность своей бизнес модели и адаптировать стандарты работы под новые условия. В большинстве украинских компаний существуют огромные резервы роста КПД. Основной источник — бесхозяйственность в каждом бизнес процессе и крайне низкая отдача с каждого человека.
К сожалению, уровень коррупции в Украине позволяет «откупаться от изменений». Но стоит не забывать, что «решение вопросов» создает мнимое преимущество и не обеспечивает долгосрочной конкурентоспособности.
В природе, следуя Дарвину, — приспособиться — означает стать более эффективным.
Сотрудничать
Профессоры Гарвардского университета Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф ввели новый термин Co-opetition — соконкуренция или конкурентное сотрудничество. По их мнению успешная стратегия это не «смерть конкурентам», а умелое комбинирование конкурентной борьбы и сотрудничества.
Сегодня нам всем стоит задуматься над тем, что эффективность (так необходимая для выживания) во многом основана на нашем умении взаимодействовать как во внешнем мире, так и внутри компании.
Например, если Вы сфокусированы на отраслевой конкуренции — Вы боретесь с теми, с кем плывете в одной лодке. Если раскачаете ее — утонете все вместе.
Присмотритесь повнимательней к модели Майкла Портера «5 сил конкуренции». Учитесь сотрудничать с прямыми конкурентами против поставщиков, против рынков-субститутов или новых игроков, часто крупных западных или российских корпораций.
Почему одним удается так просто найти способ создать синергетический эффект от сотрудничества, а другим нет?
Американский философ и социолог Френсис Фукуяма, отвечая на этот вопрос, особый акцент делает на одной из ключевых ценностей — доверии. Именно уровень доверия членов общества друг другу и власти либо активно стимулирует прогресс, либо беспощадно тормозит его. Именно в недостатке доверия, а не в финансовых показателях Фукуяма видит основную бедность постсоветских стран.
Игорь Федюкин из Российской Экономической Школы провел интересную зависимость между уровнем доверия в обществе и уровнем ВВП. Если бы в Африке уровень доверия был бы таким же высоким, как в Швеции, то по некоторым оценкам, объем ВВП был бы на 546% выше, чем сейчас, а в России и Мексике — примерно на 60%.
В современном мире большинство изменений и преимуществ легко копируются. Но вот, что по-настоящему сложно перенять так это талант взаимодействовать с другими. В этом тонком сплетении ценностей, интересов и даже вкусов и настроений рождается новый вид конкурентного преимущества. Уникальный и неповторимый у каждой компании, как неповторимая харизма у каждого великого лидера.

18.06.2013
Что нового
Популярно