Новая реальность. Что делать бизнесу, чтобы ей соответствовать?

Каждый кризис разделяет бизнесменов на два типа, имеющих прямо противоположные точки зрения. Первая — традиционная — кризис затянулся и нужно разобраться кто виноват. Вторая — прогрессивная — кризиса больше нет, сложности, которые мы видим — это новая реальность и нам нужно ей соответствовать. На языке природы — соответствовать новой реальности — означает научиться приспосабливаться и сотрудничать с другими игроками.
Приспосабливаться
Российский Форбс в прошлом году опубликовал интересную статью о бизнесмене, который принципиально выбирал только неблагополучные страны. Сферой его интересов была мобильная связь. Несколько раз ему, правда, пришлось спасаться бегством, но в итоге его доходы стали измеряться шестизначными цифрами. Что сделало бизнес этого смелого предпринимателя успешным?
В формировании фундамента капитализма у старика Дарвина не меньше заслуг, чем у Адама Смита и его «невидимой руки». Естественный отбор гласит: когда внешняя среда изменяется и становится агрессивной, выживают не самые большие, быстрые или умные — выживают самые приспосабливаемые.
Важно обратить внимание на две важных детали.
Первая — это размер инвестиций в изменения. Приспособиться, чтобы выжить не означает идеально соответствовать новым запросам внешнего мира. Ваша задача, прежде всего, — опередить конкурентов. Инвестируйте осторожно, не поднимая планку слишком высоко — перепрыгивать ее прийдется и вам. Но, безусловно, другим фактором, определяющим размер «прыжка» является то, кого вы считаете своими конкурентами.
Вторая деталь — как правильно трактовать термин «Приспосабливаемость». Речь не идет о том, чтобы поменять «крышу», изменить размер взятки, стать членом правящей партии и тп. Приспособиться сегодня — это, прежде всего, повысить эффективность своей бизнес модели и адаптировать стандарты работы под новые условия. В большинстве украинских компаний существуют огромные резервы роста КПД. Основной источник — бесхозяйственность в каждом бизнес процессе и крайне низкая отдача с каждого человека.
К сожалению, уровень коррупции в Украине позволяет «откупаться от изменений». Но стоит не забывать, что «решение вопросов» создает мнимое преимущество и не обеспечивает долгосрочной конкурентоспособности.
В природе, следуя Дарвину, — приспособиться — означает стать более эффективным.
Сотрудничать
Профессоры Гарвардского университета Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф ввели новый термин Co-opetition — соконкуренция или конкурентное сотрудничество. По их мнению успешная стратегия это не «смерть конкурентам», а умелое комбинирование конкурентной борьбы и сотрудничества.
Сегодня нам всем стоит задуматься над тем, что эффективность (так необходимая для выживания) во многом основана на нашем умении взаимодействовать как во внешнем мире, так и внутри компании.
Например, если Вы сфокусированы на отраслевой конкуренции — Вы боретесь с теми, с кем плывете в одной лодке. Если раскачаете ее — утонете все вместе.
Присмотритесь повнимательней к модели Майкла Портера «5 сил конкуренции». Учитесь сотрудничать с прямыми конкурентами против поставщиков, против рынков-субститутов или новых игроков, часто крупных западных или российских корпораций.
Почему одним удается так просто найти способ создать синергетический эффект от сотрудничества, а другим нет?
Американский философ и социолог Френсис Фукуяма, отвечая на этот вопрос, особый акцент делает на одной из ключевых ценностей — доверии. Именно уровень доверия членов общества друг другу и власти либо активно стимулирует прогресс, либо беспощадно тормозит его. Именно в недостатке доверия, а не в финансовых показателях Фукуяма видит основную бедность постсоветских стран.
Игорь Федюкин из Российской Экономической Школы провел интересную зависимость между уровнем доверия в обществе и уровнем ВВП. Если бы в Африке уровень доверия был бы таким же высоким, как в Швеции, то по некоторым оценкам, объем ВВП был бы на 546% выше, чем сейчас, а в России и Мексике — примерно на 60%.
В современном мире большинство изменений и преимуществ легко копируются. Но вот, что по-настоящему сложно перенять так это талант взаимодействовать с другими. В этом тонком сплетении ценностей, интересов и даже вкусов и настроений рождается новый вид конкурентного преимущества. Уникальный и неповторимый у каждой компании, как неповторимая харизма у каждого великого лидера.

18.06.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА