Новый год, после отдыха не хочется думать о работе, предлагаю поговорить об учебе. Два наблюдения, которые, надеюсь спровоцируют движение — :-)
Любая ситуация, описанная в бизнес-кейсе – это микс уникальной внешней среды, в которой когда-то оказалась компания, и уникальных внутренних возможностей, ресурсов, компетенций самой компании на тот момент. Любая гениальная идея, ставшая поводом для написания кейса – это идея вчерашнего дня, который уже не повторится никогда. Разбор этих ситуаций может быть только поводом для групповой дискуссии под руководством очень умелого преподавателя, но не учебным материалом или примером. Ссылки управленцев на решения, принятые Caterpillar, Swatch и др., как правильную или действенную стратегию, выглядят, как прикрытие собственной неспособности генерировать свежие идеи.
Каждый из такой дискуссии делает собственные выводы, обусловленные, в первую очередь, собственными способностями:
способностью понять, интерпретировать и адаптировать к своему контексту;
способностью проанализировать составные части и собрать цельную картину из разрозненных фактов;
способностью оценить эту картину, вынести свое суждение и создать нечто новое. Учеников с такими способностями не так много; поэтому, что они на самом деле берут из анализа бизнес-кейсов, одному Богу известно. Мой кулинарный опыт говорит, что 80% успеха в приготовлении котлет зависит от качества мяса — :-)
Я отдаю предпочтение учебному методу — участие в проектах. Когда есть реальная сегодняшняя задача в реальной компании, а учебная группа помогает коллегам решить эту задачу, используя теоретические знания, идеи, разносторонний опыт и способности друг друга, мотивацию друг друга и общую вовлеченность в процесс.
Кстати, о теоретических знаниях. Мне казалось, что эта тема уже давно снята с повестки дня. Но изредка все-таки приходится слышать оскорбления теоретиков практиками. Мое личное впечатление от общения с японскими менеджерами, и мои коллеги, бывавшие в Японии, подтверждают это, говорит, что у них нет различия между теорией и практикой. Практика – это то, что ты делаешь, а теория – это то, чего тебе не хочется делать или не получается сделать. Однажды в Канаде, в департаменте по персоналу газотранспортной компании, я попросила показать мне положения о премировании, компенсационные политики или что-то в этом роде, на что директор по персоналу компании взял со стола и дал мне учебник по управлению компенсацией Мерсера. Я как типичный продукт советского образования (а нас учили на работе забыть все, чему учили в институте), говорю ему: «Так это же учебник, то есть теория, а как Вы делаете это на практике?». На что он отвечает: «Так и делаем, как там написано».
Нас умом не понять. Нас надо понимать каким-то другим местом. В аудитории, среди наших слушателей-управленцев, я часто наблюдала синдром, который Ф.Коэн сформулировал следующим образом: «Теории, в которые мы верим, мы называем фактами, а факты, в которые не верим, — теориями».

21.10.2013
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА