Однажды на кухне

Кулинарить. Учить. Зарабатывать
Однажды на кухне
Первые шаги принесли и первый опыт. Стало понятно, что прежде чем что-то предлагать потребителю, следует узнать, что он предпочитает. За основу взяли опыт Великобритании, где кулинарные школы очень популярны

Инвестировав $15 тыс. в собственную кулинарную школу, Евгений Чернуха за два года вернул вложенные деньги и сделал проект прибыльным. О том, как развивал бизнес и зачем в украинскую кулинарную школу приезжают учиться зарубежные повара, он рассказал нам в интервью.

Первое экзотическое блюдо Евгений Чернуха приготовил, когда ему исполнилось 12 лет. Он тогда отдыхал у родственников на Кавказе. Наловил на лугу улиток, проварил их, очистил и поджарил с луком. Затем смешал с гречкой и накормил всю семью. «Это обычная еда для французов, очень вкусно. Но родственникам я только спустя время рассказал, что они ели», — вспоминает он.

Когда работал шеф-поваром в одном из украинских ресторанов, наловил с друзьями под Киевом саранчи и поджарил во фритюре. Он всегда экспериментировал на кухне. А в 2002 году увидел, насколько популярны курсы барменов или бариста. И решил открыть кулинарную школу. От идеи до ее реализации прошло восемь лет.

одного разу на кухнi (маленькая3)

Время в школу

И вот в 2010-м мечта осуществилась: Чернуха открыл школу на базе ресторана в кинотеатре «Блокбастер», где тогда работал шеф-поваром. «С владельцами договорились легко. Кулинарная школа была для них хорошим пиаром. Ресторан начинал работать в 14:00, поэтому утром я проводил кулинарные мастер-классы. За время короткого существования школы в рамках ресторана там учились почти 60-70 человек», — вспоминает он. Затем школа переехала за город в арендованное помещение.

Развитию бизнеса также способствует сотрудничество с компанией Electrolux. Недавно Евгений Чернуха стал ее бренд-шеф-поваром. Это дало возможность бесплатно оборудовать техникой кулинарную школу. А качественное оборудование создает комфортные условия для обучения.

Начальные инвестиции составили $15 тыс. В основном это были собственные сбережения основателя школы, а также небольшой кредит. Львиная доля денег пошла на аренду и ремонт помещения. На продвижение и маркетинг сначала почти не тратились, поскольку срабатывало сарафанное радио. А после запуска сайта подключили интернет-продвижение и SMM. Вернулись инвестиции через два года.

одного разу на кухнi (маленькая2)

Сегментация курсов

Первые шаги принесли и первый опыт. Стало понятно, что прежде чем что-то предлагать потребителю, следует узнать, что он предпочитает. За основу взяли опыт Великобритании, где кулинарные школы очень популярны: в Лондоне и пригороде их около сорока.

У британцев переняли и формат ведения занятий, когда шеф-повар и ученики стоят за одним столом, готовят, а шеф сразу подсказывает, комментирует, помогает. А вот блюда адаптировали под запросы украинского потребителя.

Первым запустили базовый кулинарный курс, интенсивный и углубленный. Он продолжается две недели. Ежедневно по шесть часов ученики вместе с шеф-поваром готовят полный комплекс блюд: от основных до десертов.

Инвестиции — $15 тыс. Период окупаемости — 2 года

«Есть и кондитерский курс, который пользуется большим спросом, несмотря на его стоимость — 8 тыс. грн за 5 дней. Причины тому разные: экономические — открытие собственного бизнеса, и психологические — люди свои проблемы заедают сладким или хотят немного поднять настроение в непростое время», — делится шеф-повар. Еще один популярный курс — smart-кулинария. Его открыли по запросу потребителя. Ученики много говорили о том, что часто не успевают полноценно готовить, поэтому хотят научиться делать это быстро и вкусно. «Я для себя разработал систему быстрого приготовления ужина или обеда уже давно и за 15 минут могу приготовить самые разнообразные блюда. И когда все чаще я слышал о такой проблеме, включил и этот курс», — рассказывает Евгений Чернуха. Теперь это самый популярный курс в школе. Стоимость — 6 тыс. грн за четыре дня. Но результат того стоит: каждый сможет за 15-20 минут приготовить вкусный обед или ужин.

Деньги и кризис

За месяц проводят в среднем три базовых кулинарных курса (дневная и вечерняя форма и формат выходного дня), два кондитерских курса и два курса smart-кулинарии. В группах — по 6-8 человек. Целевая аудитория (80%) — женщины от 20 до 28 лет. Из них только 10% — домохозяйки. Хотя, по словам Евгения, раньше их было больше. На данный момент основной контингент — те, кто работает в крупных компаниях и на высоких должностях. Есть небольшой процент мужчин. Причем иногда приходят те, кто хочет сменить профессию. «Недавно учился бывший гаишник, который после расформирования ГАИ остался без работы. И он захотел работать поваром», — рассказывает основатель.

Кризис кулинарная школа переживает спокойно. Был незначительный спад в первой половине 2015 года, но длился он всего два-три месяца. Единственное, на что упал спрос, это на корпоративные курсы. «У нас не заоблачные цены. А есть люди будут всегда», — говорит шеф-повар. И добавляет, что за последнее время культура потребления пищи очень возросла. Многие выпускники школы теперь признаются, что не могут есть в ресторанах, потому что знают, как должен выглядеть соус карбонара.

одного разу на кухнi (маленькая)jpg

Вкусная конкуренция

О конкурентах шеф-повар говорит с улыбкой. «В Киеве всего три большие кулинарные школы. Две из них медийные: Кулинарная академия Эктора Хименеса-Браво (основал ведущий телешоу «МастерШеф». — Ред.) и Kartata Potata (принадлежит телеведущей одноименной программы Даше Малаховой. — Ред.). Остальные — это небольшие кулинарные школы на базе ресторанов, которые время от времени проводят мастер-классы», — комментирует Евгений Чернуха. Но такие кулинарные мастер-классы только стимулируют рынок. Поскольку научившись там правильно жарить, например, стейк, у человека просыпается аппетит к обучению, и он начинает искать кулинарную школу. «А это прямой путь к нам», — уверяет он.

Кулинария будущего

Шеф-повар собирается запустить новый курс, который будет отвечать современным трендам здорового питания. «Будем учить делать полезные вкусные завтраки, приглашать диетологов и медийных знаменитостей», — обещает Чернуха.

В планах предпринимателя пройти сертификацию школы в Международном центре сертификации в Великобритании, чтобы открыть курс для поваров-профессионалов. Поскольку уже сейчас есть те, кто приходит в школу, чтобы затем работать за рубежом. А украинские дипломы там не действуют. «Приезжал даже повар из Америки научиться готовить украинские блюда. У них открывался ресторан, где должны быть представлены блюда разных стран, и ему поручили украинскую кухню», — делится Евгений Чернуха. «Однажды заказали корпоративный курс — хотели научиться готовить блюда на гриле. Гриль — классная вещь, стоит оборудование 50 тыс. грн, а корпоративный курс — 20 тыс. грн. Но мы приобрели такое оборудование, потому что это инвестиция в будущее, в развитие. Начнется сезон барбекю, и через три-четыре мастер-класса вернем расходы».

А еще он хочет открыть школу, возможно, в Польше (алгоритм, как это сделать — читайте здесь — Ред.). А также охватить регионы Украины.

20.10.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА