Патенты не для всех

На какие объекты интеллектуальной собственности можно получить патент
Ответ на вопрос, как запатентовать идею, – никак. Ведь идея законом не защищается. Поэтому если есть идея, сначала нужно ее реализовать.

Как запатентовать идею? Опыт Дениса Берегового, юриста практики IT и медиаправа Juscutum, показывает, что этот вопрос актуален, несмотря на то, что ответ на него можно легко найти в интернете. Обычно это связано с тем, что ответы на такие запросы пишут юристы, которые привыкли употреблять специфические термины вроде «развитие национальных научно-технологических и научно-технических областей жизни государств», «парадигмальный подход в определении программы для ЭВМ». В нашем материале об этом – просто и доступно.

На самом деле ответ на вопрос, как запатентовать идею, – никак. Ведь идея законом не защищается. Поэтому если есть идея (механизма, философского трактата или музыкального хита), сначала нужно ее реализовать.

1

Формы реализации идеи являются объектами интеллектуальной собственности. Обычно различают плоды творчества человека, а именно объекты авторского права (рисунки, скульптуры, музыка, литература и т.д.), и промышленную собственность (изобретения, товарные марки, промышленные образцы). Литературными произведениями также считают, например, исходный код компьютерной программы, а изобретением могут быть витамины, которые вы принимаете зимой.

Прежде чем рассматривать практические кейсы, начну с азов: объекты авторских прав защищены с момента их создания, а регистрация прав на такие объекты – необязательная процедура. Промышленная собственность, наоборот, защищается с момента регистрации прав/выдачи патента.

3

Сроки охраны прав на промышленную собственность и объекты авторского права также отличаются. Право на промышленную собственность можно продлить на срок до 10-25 лет. Объекты авторского права защищены немного дольше, но имеют конечный срок – при жизни автора и 70 лет после его смерти. Потом права интеллектуальной собственности переходят в категорию общего наследия человечества. Обратите внимание, как активно печатается «Маленький принц» Экзюпери в последнее время – это как раз следствие того, что срок защиты авторским правом истек. На этом с теорией закончим и перейдем к практике.

Как юрист, работающий в области интеллектуальной собственности, должен сказать, что регистрация прав интеллектуальной собственности одинаково нужна и важна для каждого бизнеса: от сантехника в спальном районе города до глобальных корпораций.

Денис Береговой, юрист практики IT и медиаправа Juscutum: Затраты на получение патентов в разных странах очень отличаются. Если в Украине получить патент можно за 24 месяца и относительно недорого (от 15 тыс. грн. за «сложный» в получении патент на изобретение), то в США патентование будет не менее долгим, а цена будет стартовать от $15 тыс.

А теперь представьте, что вы – технологический стартап, и ваш продукт – аналог Petcube, в котором есть и программная составляющая, и устройство определенной конструкции и дизайна. Более того, такой продукт продается во многих странах. В таком случае стоимость патентования будет гораздо выше, потому что патенты необходимо получать в каждой стране отдельно (международного патента, который бы автоматически действовал в нескольких странах, не существует, есть только региональные исключения).

Да или нет?

Прежде чем получать патент, вам нужно ответить на такие вопросы:

  • Действительно ли патент критически важен для моего бизнеса?
  • Не лучше ли потратить эти деньги и время на развитие компании или продукта?

Если вы считаете, что патент – это единственное, что вас защищает, то возвращаю вас к теоретической части. Компьютерные программы и другие произведения защищаются авторским правом с момента их создания (например, написание кода программы) почти во всем мире. А лицензировать (читай – зарабатывать, поскольку именно продажа лицензий и получение лицензионных отчислений является способом получить коммерческую выгоду от произведения/изобретения) можно в равной степени и запатентованную технологию, и объект авторского права.

Instagram приобрели за $1 млрд без патента и схемы монетизации. Ярослав Ажнюк, главный исполнительный директор Petcube, в одном из интервью сказал, что для них было важно получить патенты в США и до подачи заявки они не разворачивали PR-кампанию, поскольку могли потерять конкурентное преимущество при выходе на рынок без патентов.

22222

Следует учитывать, что старение технологий происходит все быстрее: теперь уже никто и не вспомнит, что видеокодек MPEG-4 необходимо лицензировать, все смотрят видео в лучших форматах и разрешении.

Важные нюансы

Напоследок замечу, что патенты – удобный инструмент для крупных компаний. Они используют их в борьбе с конкурентами (можно блокировать продажи тех или иных устройств, инициировав патентный спор), значительные портфолио патентов сдерживают крупные корпорации от банальной кражи друг у друга (при этом большинство патентов можно обойти). Для малого и среднего бизнеса патентование может оказаться как дорогим излишеством, так и ключом к большому успеху. Поэтому прежде чем оформлять патентную заявку, советую взвесить все «за» и «против» этого процесса для вашего бизнеса – возможно, вам это не нужно.

Кейсы: Мировая практика

Интересен пример компании Motorola, патенты которой сейчас принадлежат Google. Хотя Motorola стояла у истоков сотовой связи и за это время накопила множество важных патентов, многие из них не приносят ей значительных доходов. Наоборот, конкуренты терзали компанию судебными спорами, добиваясь установления справедливых цен лицензий на ключевые для отрасли технологии. Есть в конкурентном праве доктрина FRAND (fair, reason able and non-discriminatory fee – честность и возможность разумного и недискриминационного лицензирования), которая это позволяет. В случае споров с Apple по поводу чипов, обеспечивающих работу GPRS и 3G в мобильных телефонах, Motorola сохранила установленную цену лицензии на защищенную патентом технологию. Но в споре с Microsoft по кодеку H.264 и некоторых патентов относительно IEEE 802.11 (он же – WiFi) компания проиграла: вместо требуемых Motorola $4 млрд лицензионных отчислений суд определил стоимость лицензий на сумму $1,8 млн в год. После этого рынок заговорил о том, что Google значительно переплатил при покупке Motorola, ведь принадлежащие ей патенты не стоят уплаченных денег.

25.12.2015
Что нового
Популярно
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА