Во многом наш залог успеха — это вопрос, который постоянно задавался в корпоративной культуре энергетической компании AES: «А почему нет?» А почему нельзя купить тот же самый угольный разрез три раза, если этого требуют обстоятельства? А почему нельзя проложить кабель из Северного Казахстана до Китая? А почему американской компании нельзя поставлять в Россию электроэнергию? А почему мы не сможем управлять дистрибуционными компаниями, ГЭС и так далее? И каждый раз мы не могли найти ответ на этот вопрос, поэтому брались и делали. И у нас получалось.
Задача любого менеджера (и чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем больше вы отвечаете на вопросы и больше задумываетесь, при этом меньше работаете и больше предвкушаете) — думать не только на шаг вперед, но на два и три шага. А что будут делать ваши конкуренты, если вы сделаете это? А как отреагируют государственные регулирующие органы? А как изменится рынок? Наверное, в этом тоже был залог нашего успеха.
Всегда было ощущение, что мы играем в шахматы, а наши оппоненты — в шашки. Многие корпорации в современно мире, сами того не желая, создают условия, которые убивают желание принимать тяжелые решения. Тебе как менеджеру платят зарплату за то, что ты принимаешь тяжелые решения. В условиях, когда непонятно, что будет завтра, твоя работа — принимать решения и нести за это ответственность.
Структура многих современных корпораций (я не говорю только об Украине, мне посчастливилось работать по всему миру) такова, что хочется, чтобы это решение принял комитет, чтобы его приняли каким-то компромиссным путем, чтобы перенести центр ответственности на другого, причем так, что если решение правильное — всегда можно взять его на себя, а если неправильное — сказать, что я тут был ни при чем. И лишь в успешной компании люди готовы принимать сами решения и нести за это ответственность. И это стало залогом того успеха, которого мы добились. В результате в 1996 году AES купила эту станцию за 3 миллиона долларов. В 2008 году, в том числе и при моем участии, мы продали станцию в Казахстане за 1,5 миллиарда долларов. Получилось.
Возвращаясь к Уоррену Баффету, к мальчику, который заработал свои первые деньги в 1962 году, развозя газеты по маленькому городу в Миннесоте, и который сказал: «Будьте алчными, когда все вокруг боятся». Сейчас время быть алчными. В хорошем смысле этого слова. И я верю, что если вам удастся привлечь инвестиции, создать собственный бизнес, развить вашу карьеру и в чем-то, соответственно, изменить к лучшему страну, то через 10 лет мы будем смотреть в далекий 2014 год и думать: «Какими же умными были те люди, кто тогда что-то купили, что-то сделали». Но давайте запомним, как сегодня мы все боимся и как тяжело сделать этот шаг, о котором все говорят. Но его надо сделать, и тогда мы не проиграем.
Подводя черту, я хотел бы дать три совета. Возможности сделать что-то большое, уникальное и интересное в жизни очень редки. Если вы чувствуете, что они появляются, ставьте все. Идите за ними, пробуйте, ошибайтесь, не ошибайтесь: в жизни будет мало таких хороших трансформативных возможностей. Второе: играйте и проигрывайте. Это фраза Дойла Брансона, одного из лучших игроков в покер всех времен. Он сказал: «Да, мы все любим играть и выигрывать, но я предпочитаю лучше играть и проигрывать, чем не играть вообще». В бизнесе и карьере все идентично: пробуйте и проигрывайте, выносите уроки и еще раз пробуйте. И последнее, самое важное для меня. Жизнь слишком коротка, чтобы ходить на работу и делать то, что вам не по душе. Любите то, что вы делаете, и тогда ваша работа станет вашим призванием. Чего я вам и хочу пожелать.

01.12.2014
Что нового
Популярно
комментарии
Блоги
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА
ТОП-МНЕНИЕ
АВТОРЫ БИЗНЕС-КНИГ
Обзоры бизнес книг
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА