Полезные данные: Зачем операторы считают туристов в Украине

В декабре 2017 года Минэкономразвития подписало Меморандум с тремя украинскими мобильными операторами о сотрудничестве в сфере туризма. Согласно документу, операторы будут предоставлять министерству обобщенные обезличенные данные о перемещениях внутренних и иностранных абонентов по Украине. Зачем это нужно?

В пресс-службе министерства говорят, что такие данные нужны, чтобы эффективно развивать сферу туризма в стране. Например, для анализа посещаемости туристических объектов, чтобы определить невостребованные и придумать, как повысить их популярность. А также выяснить, какие туристические направления являются наиболее популярными и достаточно ли развита инфраструктура, чтобы обеспечивать такой поток туристов. Пока ведомство использует данные Госстата, но его показатели значительно отличаются. По опыту европейских стран, кроме устоявшихся методов учета туристов, используются также инновационные средства, в частности данные мобильных операторов. Вот Минэкономразвития и пошло по европейскому пути.

Ведомство еще не успело что-то реализовать, но планы на данные операторов у него большие. В пресс-службе министерства отмечают, что Big Data поможет формировать туристическую маркетинговую политику страны, в том числе -привлекать туристов из других стран, определять потребность в оборудовании дополнительных пунктов пересечения границы, а также обосновывать бюджетные запросы по финансированию сферы туризма из государственного и местных бюджетов.

Меморандум был подписан всего 4 месяца назад. А некоторые области уже пару лет сотрудничают с Киевстаром по Big Data. Местные власти поняли, что привычные источники данных, — будь то отчеты гостиниц или туристических предприятий, — не дают точного представления о масштабе потока туристов. Ведь у некоторых организаций есть доля серого потока, которую они не торопятся раскрывать. Это значительно искажает общую картину и мешает развивать туристическую инфраструктуру так, как на самом деле нужно.

Мы расскажем, как Херсонская область за год удвоила сумму туристического сбора, Днепр понял, что данных посещения гостиниц недостаточно для развития туризма, а в Ивано-Франковской области порадовались, что реальный турпоток в два раза выше, чем по офицальным данным.

Опыт Херсона

Херсонская областная администрация начала сотрудничать с Киевстар в 2016 году. Оператор собирает для местных властей данные о посещениях области среди своих абонентов. Причем не только украинских, но и иностранных. За 2016-2017 годы статистика посещений Херсонской области выглядит следующим образом:

Херсон

На основе этих данных обладминистрация улучшает туристическую инфраструктуру. К примеру, в конце 2016 года в аэропорту Херсон восстановили покрытие рулежных дорожек и перрона. Впоследствии авиакомпания TurkishAirlines назначила дополнительные регулярные рейсы Стамбул-Херсон-Стамбул. А МАУ открыла регулярные рейсы Херсон-Киев-Херсон. Увеличилось количество рейсов и пассажиропоток.

Помимо дорожек в аэропорту, власти чинят дороги области, в том числе трассы, что ведут к курортам — например, к Геническу и Скадовску. Также восстановили речные маршруты, включая межрегиональный — на Кинбурнскую косу. С мая 2017 года речными маршрутами воспользовались 10 000 людей.

Для развлечений туристов тоже разработали программу и открыли несколько фестивалей — уличной еды, крафтового пива, авторалли, детский фестиваль Черноморские игры и другие. Всего с 1 мая 2017 года на мероприятиях области побывало около 200 000 туристов.

Что из всего этого получилось?

В 2017 году субъекты туристической деятельности области уплатили в бюджеты всех уровней 23,9 млн грн, — на 48% больше, чем в 2016 году. А сумма туристического сбора, собранная в местные бюджеты, составила 2,7 млн грн. Это на 43% больше, чем в 2016 году.

В управлении туризма и курортов херсонской ОГА отмечают, что их главная цель — не привлечь новых туристов, а повысить уровень туризма на Херсонщине. Как следствие, считают в управлении, увеличится и турпоток. Так что деньги от туристического сбора тратятся на туристическую инфраструктуру и реконструкцию культурного наследия.

Опыт Днепра

Днепр только начинает путь туристического города. Власти понимают, что туризм — перспективная сфера, которая может приносить миллионы гривень в местный бюджет. И поэтому департамент туризма Агентства развития Днепра собирает все возможные данные, в том числе об абонентах Киевстар.

Сейчас статистическое наблюдение в туризме ведется на основе данных отчетности туристических предприятий и учреждений краткосрочного размещения отдыхающих. Но это не позволяет точно оценить туристический поток города. Тем более, что данные из этих источников долго получать, и не все предприятия дают белые цифры. Поэтому без альтернативных методов сбора данных не обойтись. “Анализ Big Data от мобильных операторов, ручная обработка отзывов на Tripadvisor и Booking.com позволяют нам дополнять картинку и делать более адекватные расчеты”, — делится руководитель департамента туризма Агентства развития Днепра Анна Коледа.

днепр

Она отмечает, что статистика посещаемости города прямо влияет не только на его туристическую, но и инвестиционную привлекательность. Поэтому точные цифры очень важны. Ведь есть разница, какие данные показать перспективному гостиничному оператору — 2 млн или 200 000 потенциального рынка. А понимание, откуда прибывают туристы, дает властям города возможность выбрать первостепенные рынки для маркетинговых кампаний по туристическому потенциалу Днепра.

Что из всего этого получилось?

Администрация города разработала Стратегию активизации туристического потенциала Днепра на 10 лет и программу на 3 года.

В рамках программы, власти города планируют установить навигацию по городу, провести фестивали, сделать маркетинговое продвижение города. Также в планах крупные инфраструктурные проекты: спроектировать новый терминал аэропорта и выставочный центр, обновить музейные экспозиции, отреставрировать здания. Анна Коледа говорит, что городские отели сейчас не могут удовлетворить растущий спрос. Поэтому также нужно увеличить количество гостиниц.

Опыт Ивано-Франковска

Ивано-Франковская ОГА тоже сотрудничает с Киевстар по Big Data. Благодаря данным оператора руководство области узнало, что поток туристов вдвое больше, чем показывает официальная статистика. А также, что область востребована среди туристов круглый год, а особенно — у туристов-прибалтов. На основе полученных данных Ивано-Франковская ОГА собирается реализовывать несколько проектов в маркетинговой политике области.

Хотя новые данные прояснили ситуацию с туризмом, Ивано-Франковские власти столкнулись с небольшой проблемой. Для области актуален вопрос трудовых мигрантов — они значительно влияют на туристическую статистику, в особенности на цифры по прибытию из Италии, РФ и Польши. Так что стоит еще поработать над методологией обработки данных.

ивано-франковск

Вместо заключения

Городам важно привлекать туристов, ведь это дополнительный заработок для предприятий и пополнения в местный бюджет. Деньги туристов помогают городам и даже целым областям улучшать инфраструктуру: ремонтировать дороги, реконструировать исторически важные объекты, привлекать авиакомпании. Так улучшается жизнь не только туристов, но и жителей города. И с этим может помочь Big Data.

Материал подготовлен в сотрудничестве с LIGA.net

29.03.2018
Что нового
Популярно
комментарии