PR без затрат: практические советы

Популярно

Сыграть на человеческой психологии и не тратить много денег на пиар — почти универсальный совет для начинающего бизнеса. 
Многие стартапы, как и развитые бизнесы, часто упускают из виду одну важную деталь успешного существования компании — это продвижение и создание хорошей репутации. Чем лучше репутация — тем больше клиентов можно привлечь. Не все понимают важность и роль пиара в формировании имиджа компании. Многие начинающие часто жертвуют пиаром в пользу развития производства или сервисной составляющей, желая сэкономить деньги.
Но тратить космические средства на рекламу и пиар вовсе не обязательно, надо просто придерживаться ряда правил — и хорошие отношения с общественностью обеспечены.

Совет 1. Не пытайтесь захватить мир
Если нет денег на полноценный охват рынка, не стоит распылять свои усилия, все равно в итоге не получится объять необъятное. Метания вряд ли будут оценены, а продукт замечен. Поэтому стоит в первую очередь определить для себя ядро целевой аудитории и сотрудничать с ним напрямую. Именно они станут евангелистами вашего продукта и будут нести информацию о компании. Ими могут быть те, кому близка идея или продукт/услуга. Найти их можно среди тех, кто уже проявлял интерес к чему-то похожему — например, пользовался услугами конкурентов, но остался недоволен. Или же это могут быть просто адепты аналогичного сервиса, но в другой сфере деятельности. Эффект шести рукопожатий все еще работает.

IMG_0073
Нужно вычислить места их «обитания», будь то форумы?, группа в Facebook или ночной клуб. Именно там стоит размещать свое промо. Также нелишними будут акции в рамках ценностей бренда.
Схожим путем шел Uber. Компания несколько лет обкатывала свой сервис, бросая все силы на фестиваль SXSW в Остине в США, где массово собиралась потенциальная аудитория — обеспеченная молодежь. Одной из фишек стала доставка барбекю-наборов в места проведения вечеринок. Благодаря откликам и постам первых клиентов, Uber смог значительно расширить аудиторию и попасть в поле зрения журналистов, спровоцировав шквал публикаций и спровоцировав интерес.

Совет 2. Тематические СМИ — наше все
Многие владельцы бизнеса считают, что главное — попасть на страницы условного The New York Times, ключевого национального издания, и дело в шляпе: о них все заговорят и бросятся покупать товар. Иногда стоит ориентироваться на нишевые, профильные СМИ. Часто переубедить в этом топ-менеджеров не представляется возможным, даже если ежедневно составлять сводки появления публикаций схожей тематики в медиа. Но стоит попробовать.
Во-первых, именно им история будет интересна. При этом интерес проявит не только аудитория, но и редакция, а это залог хорошего материала.
Во-вторых, многие журналисты популярных деловых и всеукраинских СМИ читают издания того профиля, которым они занимаются, и периодически оттуда черпают вдохновение для материалов. Репосты интересных текстов тоже никто не отменял.
Еще одно место — профильные паблики и группы в соцсетях. Именно здесь можно встретить и нужные медиа, и релевантную аудиторию. Опубликоваться в профильном СМИ и запостить ссылку в нужное сообщество — убить двух зайцев сразу. Конечно, кто-то пройдет мимо, но информация все равно достигнет цели.
Нелишним будет и подружиться с журналистами. Особенно это актуально для локальных СМИ, которые заинтересованы в новой, свежей информации. Общаться с ними можно как формально (на тематических мероприятиях), так и неформально, за чашкой кофе сплетничая о рынке.

Главное — делиться информацией грамотно, дозированно и отдавать только свежие данные. Так можно получить адвоката бренда в лице СМИ.

Многие журналисты, пишущие о стартапах, искренне проникаются идеями героев историй и затем наблюдают за развитием проектов.

Совет 3. Эффект братства
Каждому приятно почувствовать себя избранным. Если денег не много, можно получить большой охват аудитории благодаря способу его распространения — по приглашению. Некоторые сетевые ресурсы — Лепра, Живой Журнал — практиковали практику «инвайтов», адресных приглашений. Так каждый участник мог почувствовать себя Нео, избранным, членом секретного клуба или братства. Что под замком, то интересно вдвойне.
Первый по популярности почтовый сервис мира Gmail на ранних этапах своего существования был именно закрытым клубом. Сначала они создали бесплатный почтовый сервис, распространили 1000 аккаунтов, а потом закрыли регистрацию и ввели политику «инвайтов» для нескольких друзей владельцев. Поэтому вплоть до 2007 года владение почтовым ящиком google-почты означало членство в элитном клубе. После открытия регистрации к 2012 году число пользователей сервиса выросло до 425 млн и продолжает расти на 18% в год.

IMG_0074
Похожей политикой пользовался и второй по величине оператор — Hotmail. Некогда регистрация ящика на этом сервисе была платной. Однажды к каждому из писем разработчики привязали ссылку с подписью «Получи бесплатный аккаунт» — и количество пользователей выросло лавинообразно.
Еще один популярный ход — промо-код, или презент за «привод друга». Им можно воспользоваться для привлечения лояльной аудитории, но не каждому продукту подойдет такое продвижение. Кроме того, это потребует все же определенных капиталовложений.

Также не стоит забывать, что анекдот об очереди, в которую человек становится, а позже интересуется, что же продают, в продвижении все еще актуален.

Совет 4. Станьте экспертом в своем деле
Любое упоминание компании или продукта — это уже пиар. Он бывает разный. Самый ненавязчивый — комментирование отраслевых материалов. СМИ всегда готовы разместить материалы, полезные для читателя. Если компания только начинает покорять рынок, не стоит отказывать медиа в цитировании. Профессионалу всегда есть чем поделиться с аудиторией.
Увлекаться написанием комментариев и пресс-релизов по каждому поводу не стоит. Моветоном в СМИ считается телефонный звонок с вопросом «Вы же поставите нашу новость?», этого нужно избегать. А вот писать и предлагать себя в качестве эксперта по ряду тем не только можно, но и нужно. Рано или поздно журналист вспомнит и напишет.

28.11.2016
Что нового
комментарии
Лекции
WATCH&SHARE
Рынок
ОБЗОР РЫНКОВ
ОТРАСЛЕВЫЕ ТРЕНДЫ
ЭКСПЕРТЫ
ИДЕИ
ИННОВАЦИИ
ВДНГ TECh
ПРАКТИКА
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ЗНАНИЯ
ИСТОРИИ УСПЕШНЫХ
ТЕЛЕКОМ ДЛЯ БИЗНЕСА